Все русские революции начинались с транспорта. В 1905 году — со Всероссийской стачки железнодорожников, в феврале 1917-го — с того, что те же железнодорожники не завезли в Москву и Петербург ржаную муку. А на 5 декабря 2015 года запланирована всероссийская акция протеста дальнобойщиков, которую решили организовать и возглавить коммунисты. Они же призвали присоединиться к акции профсоюзы и весь трудовой народ. А Алексей Навальный пообещал подготовить листовки и другие агитационные материалы для дальнобойщиков. Если вспомнить о том, какого шороха уже навели протесты водителей фур, сопровождаемые частичным перекрытием дорог в Подмосковье, Петербурге и Ленинградской области, Волгограде, Самаре, Челябинске, Екатеринбурге, Орле, Липецке и Саратове, то не трудно предположить, что их совместная акция может привести сначала к транспортному коллапсу, а потом — и к бунту с непредсказуемыми последствиями. Может ли недовольство перевозчиков системой взимания платы с большегрузов «Платон» обернуться новой революцией?
Одного из организаторов всероссийской акции 5 декабря, члена ЦК КПРФ, депутата Сергея Обухова телефонный звонок из «МК» застал прямо во время митинга протеста дальнобойщиков в Краснодаре. Отвечая на вопросы, ему пришлось перекрикивать манифестантов, скандирующих «Вперед, на Москву!».
— Вы действительно планируете стянуть большегрузы со всей страны к столице и закупорить ими въезды в город?
— Я сейчас стою в огромной толпе водителей, и все они готовы к этому хоть сейчас. Такой вот настрой! Единственное, что их пока держит, — это надежда, что депутаты надавят на правительство и заставят его пересмотреть решения о взимании платы за проезд и штрафов с дальнобойщиков. Но 5 декабря их уже ничто не удержит.
— Вы не боитесь, что КПРФ не удержит под контролем столь масштабную акцию водителей и других примкнувших к ним трудящихся и дело может закончиться неуправляемым протестом, бунтом и кровью?
— Этого не мы должны бояться, а правительство. Если власть немедленно не примет мер, то так все и будет. Потому что дальнобойщики возмущены. И покупатели возмущены. «Платон» постоянно сбоит, водители простаивают, теряют время, не довозят продукты до магазинов.
Продолжим разговор с Обуховым чуть позже, а пока попросим сравнить «предреволюционную ситуацию» 1905 и 2015 годов политолога, гендиректора Центра политических технологий Игоря БУНИНА:
— Принципиальная разница в том, что в 1905 году оппозиция была вовсе не такой игрушечной, какой сейчас являются коммунисты. В 1905 году бури хотели и большевики, и меньшевики, и эсеры, и будущие трудовики с кадетами. Подпольщики и будущие оппозиционные партии. А сейчас коммунистическая партия, конечно, хочет воспользоваться движением транспортников, но делает это предусмотрительно. Активисты КПРФ сразу отложили действо, которое уже было фактически организовано дальнобойщиками, на две недели. Коммунисты дали власти время, чтобы подготовиться, найти ответы, принять меры. Власть уже поняла, что она «вляпалась» с этим «Платоном», и теперь ей нужно придумать, как выпутаться из ситуации. Уже принято решение о сокращении штрафа с 450 тысяч до 5 тысяч, изменении режима проверки дальнобойщиков, обсуждается вопрос о том, чтобы отложить взимание платы за проезд по федеральным трассам на полгода или год. Эти решения нужно принять и довести до сведения водителей. Коммунисты дали власти время на это.
Кроме того, дальнобойщики — это не те люди, которые хотят бунта и готовы идти напропалую. Они ездят в Европу, имеют загранпаспорта и не готовы к экстремальным поступкам, если их не злить. А полиция старается этого не делать: ведет себя очень деликатно, вежливо увещевает участников проходящих акций, обещает сообщить их требования в Москву и стычек не устраивает.
Да и страна в целом еще не готова к большому протесту. С одной стороны, еще не исчезла эйфория от присоединения Крыма, с другой — работает «эффект осажденной крепости»: кругом враги, мы должны сейчас сплотиться и вместе выстоять. Некоторое недовольство решениями правительства продолжает накапливаться, идет постепенное увеличение ресентимента, но по крайней мере мере до выборов 2016 года все это перерасти в какой-то взрыв не может.
А коммунисты решают две задачи: с одной стороны, набрать популярности у избирателей. Они же поддерживают протест дальнобойщиков. С другой — получить благодарность от власти за то, что грамотно организовали протест и фактически погасили его.
Но вернемся к разговору с коммунистом Обуховым:
— И все-таки, если власть за эти две недели не примет никаких мер, вы готовы повести дальнобойщиков на Москву?
— Да примет власть меры, обязательно примет. В таких случаях она всегда быстро реагирует.
— То есть акция 5 декабря не состоится, поскольку в ней отпадет необходимость?
— Она состоится в любом случае. Просто это будет уже не поход на Москву, а контрольное, в какой-то степени отчетное мероприятие в регионах. Мы расскажем о том, чего нам удалось добиться за эти две недели.
— Как вы можете отреагировать на упрек, что КПРФ решила возглавить протестную активность дальнобойщиков только для того, чтобы свести ее на нет и получить за это плюсик от Кремля?
— Любой бред имеет право быть произнесенным, но я с ним не согласен. Я уже внес в Госдуму законопроект о приостановке работы «Платона», направил генпрокурору запрос о том, почему эта система отдана на откуп Ротенбергам, и 5 декабря люди придут на митинг, чтобы выслушать мой отчет о работе в этом направлении.