– Данил Аркадьевич, как вы пишете детективы? Приоткройте дверь в свою творческую кухню. Есть ли у вас рецепт литературного успеха?
– Я не написал ни одного детектива. Ибо детектив – один из поджанров остросюжетной литературы, в котором ведется классическое расследование с использованием метода дедукции, в нем работали А. Конан-Дойл, А. Кристи, Ж.Сименон... Я же пишу то, что называется «полицейским романом», «шпионским триллером», «боевиком», «фантастической повестью» и т.д. Пишу на компьютере, хотя до 43 лет исписывал ручкой по 4–6 общих тетрадей мелким почерком. Что касается рецептов, они такие же, как в кулинарии: надо иметь, из чего варить (фактуру), знать, как варить (сюжет, его структура) и чем приправлять (интересные факты, пикантные моменты и т.д.). Если пропорции соблюдены, блюдо получается вкусным, а книга – интересной.
В поисках «особого рецепта» я внимательно штудировал книги Дэна Брауна, Стига Ларссена, Питера Джеймса... Увы, никаких таинств не обнаружил, а Дэна Брауна даже дочитать не смог. Думаю, «секреты» часто кроются не в писателе, а в читателе.
Но объем труда, лежащего в основе книги, думаю, впечатлит любого. Например, в «Рок-н-ролле под Кремлем-3» миллион знаков. Пусть кто-нибудь просто попробует ударить миллион раз по клавишам – без сюжета, характеров, запутанных ходов... Просто миллион букв – и все станет ясно.
– Как вы пришли к литературе? Захотелось поделиться тем, что пережили, работая следователем?
– В ранней юности моя семья переехала из центра Ростова на Богатяновку. Это был маргинальный район, жили там люди специфические, в основном – судимые. Там я впервые увидел женщину с татуированными руками и несколькими отрубленными пальцами. Общался с их детьми, они просили пересказывать им книги, которых сами не читали, что я и делал, а, исчерпав запас прочитанного, стал сам придумывать сюжеты. Было мне тогда лет 11–12. Тогда же написал свой первый фантастический рассказ, который отослал на конкурс в «Известия», откуда получил разгромную рецензию. Сейчас этот рассказ – единственный, который остался неопубликованным. И то лишь потому, что не попадаются на глаза листки, исписанные детским почерком. Начал публиковаться и немало написал, учась в университете. А до следователя еще было далеко.
– Как удается совмещать службу и писательство? Научные труды и художественные?
– Всегда отвечаю на этот вопрос старым анекдотом. Прокурор спрашивает завмага: «Как вам удается на мизерную зарплату построить дом, купить машину, устроить шикарную свадьбу сына, потом дочери?» Тот отвечает: «Таки очень трудно, гражданин прокурор...».
Год назад я перестал преподавать, руководить диссертационным советом, вести аспирантов, и писательская производительность резко повысилась: до трех-четырех книг в год.
– Как вы относитесь к экранизациям своих книг – фильмам и сериалам?
– Это всегда реклама книг и их автора. Раньше переживал, потому что часто снимают совершенную глупость, не имеющую отношения к первоисточнику. Но зритель, в своей основной массе, этого не замечает. Наиболее удачным получился «Оперативный псевдоним». Близко к тексту сняты «Секретные поручения». Сейчас жду экранизации «Атомного поезда».
– Любимые современные авторы? Выделяете какую-нибудь особенность в современной литературе?
– С удовольствием читаю Андрея Константинова и Андрея Кивинова. Современной литературе свойственны все особенности теперешней жизни: депрофессионализация, некомпетентность, отсутствие креатива... В последние годы авторы и сценаристы щедро эксплуатируют похищение жен и детей, захваты заложников, заставляющие героев сложить оружие. Полная глупость! Похищения происходят в единичных случаях, оружия никто и никогда не кладет – это должностное преступление.
– Как вам кажется, сейчас благодатное время для молодых авторов?
– Для молодых авторов никогда не было благодатного времени. А сейчас особенно: читают все меньше, предпочитают украденные электронные тексты, тиражи падают. Но тот, кто пишет по потребности души, все равно будет писать.
– Чтобы писать хорошие детективы, обязательно работать в органах?
– Ясное дело – нет! Хотя, помню, многие мои коллеги, проработавшие долгие годы на оперативно-следственных должностях, говорили: «Я могу столько книг написать!» Но не написали. Ибо следствие и писательство требуют совершенно разных способностей и личностных качеств. Хотя, если пишешь на эту тему, надо изучать реалии. А сейчас журналисты путают обвинительное заключение, вердикт и приговор. Да и писатели допускают много глупостей.
– Недавно у вас прошла встреча с читателями в Тургеневской библиотеке в Москве. Были какие-то интересные вам вопросы?
– Выглядело это достаточно убого: пришли человек двенадцать, в основном пожилые, один пьяный и агрессивный. Хорошо, что благодаря администрации библиотеки, большинству удалось подарить книги с автографом, люди были рады. Я убедился, что в отличие от «ночи музеев» «библионочь» перспектив не имеет.
– Как вы относитесь к современной молодежи?
– Современная молодежь неоднородна. К «фану, которому все по барабану» – одно отношение, к умным, порядочным и целеустремленным молодым людям – совсем другое.
Беседу вела Марианна РЫСЦОВА