Три крупнейших российских галериста, специализирующихся на современном искусстве, заявили, что в их деятельности в ближайшее время произойдут кардинальные изменения. Айдан-галерея и Галерея Гельмана закрываются, XL, может быть, и остается, но в реформированном виде. Во время пресс-конференции — или «дискуссии», как несколько по-булгаковски назвали это мероприятие организаторы, проходившей в Центре современного искусства «Винзавод» (все три заведения располагаются на его территории), собравшихся призывали смотреть в будущее с оптимизмом и верить, что никакой катастрофы не случилось.
Внешне это так и есть. Заслуженные институции, существующие по двадцать лет, просто «трансформируются», эволюционируют, начинают осваивать новые мыслительные и физические пространства. Айдан Салахова, известная художница и профессор Суриковской академии, на месте своей галереи открывает некую таинственную студию, которая будет заниматься пока неясным, но наверняка нужным делом. Елена Селина (основательница XL) обратится к кураторской работе, будет делать выставки в музеях России и не только. Марат Гельман учреждает московское представительство своей программы «Культурный альянс», которая активно действует в провинции и открывает новые, неизвестные в столице имена художников, литераторов и музыкантов (словесностью займется литературный критик Вячеслав Курицын, музыкой — продюсер Александр Чепарухин).
Все это звучит вполне убедительно и воодушевляюще, но почему-то сразу ясно, что дело плохо. Очевидно, что в начале 90-х, когда эти люди начинали свою деятельность, они рассчитывали на какой-то результат, которого не получили. Когда-то казалось, что в России все готово для возникновения полноценного арт-рынка, и он может существовать на западный манер. То есть быть абсолютно самостоятельным и самодостаточным. Сегодня ясно, что это не удалось. Рынок сам собой не возникает, здесь нужны последовательные усилия и систематическая работа. До нее нашлось немного охотников: к трем названным фамилиям можно добавить еще пять, и то, если не привередничать. Есть дилеры, честные торговцы, коммерсанты.
Но галерист — это все же не тот человек, который просто торгует произведениями искусства, у него есть культурная миссия. В любезном отечестве нужны люди, которые объяснят обществу, что современное искусство со всеми его видами и жанрами — это не чепуха какая-нибудь, не хулиганство, не уголовщина, а серьезное и благородное дело. И это совсем не страшно, что художники используют все еще непривычные для нас формы самовыражения, это так бывает — сегодня непривычно, завтра — почтенная традиция. Провозглашать такие очевидные истины — очень трудная задача, ее могут решить только энтузиасты и подвижники.
Айдан Салахова, Елена Селина и Марат Гельман на протяжении двадцати лет ровно этим и занимались. Нельзя сказать, что безуспешно. Все же благодаря их поддержке появились в искусстве десятки новых имен, прошли сотни выставок, вяло, но длится кое-какой общественно-художественный диалог. Однако они живут в условиях, приближенных к боевым. Где завтра возникнет очередное судебное дело о «разжигании розни», какую экспозицию захотят разгромить религиозные культуртрегеры, под какой закон о пропаганде чего-нибудь кто угодит, совершенно непредсказуемо. Гельман утверждает, что большинство коллекционеров, с которыми он имел дело, предпочли покинуть страну в преддверии неизбежных политических преобразований. Даже если он преувеличивает масштабы явления, очевидно, что в главном он прав — атмосфера плохая и, во всяком случае, не улучшается.
Вывод же, который из всего этого следует, в исполнении Гельмана не лишен волнующей парадоксальности: надо сотрудничать с государством. И здесь действительно есть над чем задуматься. Вот всем заинтересованным лицам известно, что Марат Гельман с государством сотрудничает активно. Пермский губернатор Олег Чиркунов способствовал процветанию contemporary art на берегах полноводной Камы. Там появился музей современного искусства, проходят выставки и фестивали. На улицах поставили скульптуры и даже редкого изящества инсталляцию Александра Бродского. Народ не остался равнодушен. Проходили митинги, на которых граждане требовали музей закрыть, Гельмана сослать, выставки прекратить. Ротонду Бродского закидали бутылками с зажигательной смесью. Теперь Гельман сотрудничает с краснодарским губернатором Александром Ткачевым. Там еще ничего не сделано, но граждане успели сказать свое слово. Блоги кипят от возмущения: он пришел дать себе волю и отнять у нас деньги. То есть с губернаторами время от времени получается договориться, а вот с гражданами не получается ничего. Каковы при таком положении дел перспективы свободного арт-рынка — остается только гадать.
Юрий АРПИШКИН