«Сегодня умрёшь, завтра скажут - «поэт». Нет, это не Децл написал, это Шахрин. Вроде бы банальщина, но до чего же точно сформулировано. Будто специально для ситуации, сложившейся после смерти Децла в 35-летнем возрасте. За первые сутки после печального известия про него было сказано столько хороших, добрых и трогательных слов, сколько, я уверен, он не услышал за всю свою жизнь. Несмотря на то, что Децл в очень раннем возрасте стал всенародно известной звездой, у него было огромное количество хейтеров, которые, не стесняясь в выражениях, сообщали, что думают по поводу выскочки, чью карьеру придумал и создал отец, влиятельный продюсер Александр Толмацкий. Кирилл «Децл» Толмацкий на первых порах исполнял рэп даже не на свои тексты, что в глазах непримиримых критиков повышало градус его «зашквара» до критических значений. Автор этих строк написал язвительную рецензию на первый альбом Децла в стихах, подражающих неумелым образам начинающего рэпера.
Когда Кирилл резко порвал с отцом и начал сам писать тексты и напропалую экспериментировать с музыкальными жанрами, подозрительное отношение к нему не слишком изменилось. Ему по-прежнему «предъявляли» за «Вечеринку у Децла дома» и «Что ты сделал для хип-хопа в свои годы», а новым творчеством интересовались вяло. В основном для того, чтобы сказать, что Децл занялся чем-то очень странным и некоммерческим, но получается это у него примерно так же плохо, как петь продюсерский рэп. Парадоксально, что, будучи символом коммерческого хип-хопа, последние лет 15 Кирилл занимался абсолютно независимой музыкой, ни к кому не примыкая и идя своим путём - часто во вред собственным промо-перспективам. Смеялись и над его дредами, и над конфликтом с Бастой, у которого Децл отсудил несколько миллионов рублей за слова «лохматое чмо», которые суд счёл оскорбительными.
Вышедший в ноябре 2018 года альбом «Неважно кто там у руля» (авторское написание названия - без запятой) оказался последним диском Децла. Этого никто знать не мог, я, например, вообще не счёл необходимым рецензировать пластинку после релиза - Кирилл болезненно относился к критике, а альбом показался слишком обычным, чтобы его как-то выделять и хвалить. Но некоторые отрецензировали, не поскупившись на привычные фразы про «отсутствие развития и новизны» и «образ обиженного мальчика». Децла, как мы знаем, подобные нападки действительно обижали и, возможно, подтачивали его здоровье.
Сейчас, конечно, этот альбом выглядит совсем иначе - прощальным посланием, которое никто не смог расшифровать правильно и вовремя. Именно здесь Децл во многом отказался от своих опытов с раггамафином и этникой и вернулся к традиционному рэпу - тому жанру, во владении которым ему всю жизнь отказывали. С большим опозданием пора признать, что жанром он владел профессионально. Может, на фоне фрэшменов его хип-хоп выглядит немного старомодным - зато внятным и искренним. Это рэп взрослого человека, мужа, отца, каким-то образом сохранившего детскую наивность, веру в идеалы и порядочность. Его протестным песням не хватало какой-то оригинальной остроты и революционного поэтического пафоса, но они точно не заслуживали того огня критики, которому подвергались. При этом в альбоме Децла много ярких рифм, точных фраз и правильных мыслей - но, увы, только его смерть навела многих слушателей на мысль попробовать их там поискать.
Алексей Мажаев, InterMedia