«Только 31 декабря: возьмите ссуду всего под 15% годовых и получите клеевой пистолет для починки елочных игрушек!». Это поразительное объявление в одном из киевских торговых центров воплощает в себе все самые страшные грехи новогодней рекламы. Во-первых, нас пытаются заставить действовать в бешеной предновогодней спешке, не рассуждая, а только боясь упустить выгодное «новогоднее чудо». Во-вторых, ничего себе, чудо — 15% годовых! Да мы бы и в обычные дни хорошо подумали, прежде чем на такое согласиться.
В-третьих, это реклама грамотно давит нам на больную мозоль: именно перед Новым годом мы можем остро ощутить нехватку личных ресурсов (подарки! Наряд на вечеринку! А если еще прибавить сюда выход в ресторан или траты на прием гостей…). А, в-четвертых, нам обещают подарок, которому грош цена, — более того, он совершенно нам ни к чему. Вот вам и новогоднее чудо. Олеся Гончаренко, эксперт EXANTE, рассказывает, как сознательно подойти к тратам в предпраздничной суете.
Очень многие бренды, магазины и компании действительно стараются под Новый год сделать что-нибудь выгодное, яркое и интересное для потребителей, чтобы и повысить продажи, и приятно запомниться своим клиентам, став частью их праздничного настроения. Для того, чтобы отличить выгодное новогоднее предложение от невыгодного и приумножить свой капитал (финансовый или символический) в наступающем году, нужно соблюдать как минимум шесть правил, помогающих не вестись на новогоднюю рекламу:
Правило 1. Забудьте про Новый год
Это правило – самое главное. Какое бы кредитное предложение или потрясающая акция ни попались вам на глаза, спросите себя: стал бы я это приобретать 6 марта или 25 января? Если при изменении календарной даты вы сразу теряете интерес к сделке, доверьтесь своей интуиции и отойдите от прилавка.
Правило 2. Откажитесь торопиться
Каждый раз, когда на вас уж очень давят истекающими сроками («Только в канун Нового года!», «Только в ночь перед Рождеством!»), насторожитесь: кто-то явно хочет, чтобы у вас не было времени подумать. Сделайте обратное: подумайте как следует и взвесьте все «за» и «против».
Правило 3. Достаньте калькулятор
Мы вообще не очень склонны вдаваться в расчеты, когда реклама обещает нам немедленное решение проблем или невиданные удовольствия, — но под Новый год, когда спешка, пробки, масса личных дел и тьма рабочих задач заставляют нас постоянно принимать решения на бегу, остановиться и сосредоточиться на цифрах важнее, чем обычно. «Купите один свитер за 9 тысяч гривен и получите второй со скидкой в 50%» — может быть, и щедрое предложение, но спросите себя: в любой другой день вы стали бы ни с того, ни с сего покупать сразу два свитера по 4,500 гривен каждый? Если нет – может быть, эта новогодняя акция не так уж и привлекательна лично для вас.
Правило 4. Не ждите чуда
В Новый год так хочется, чтобы произошло что-нибудь совершенно невероятное! Вот прямо такое, как будто фея-крестная взмахнула волшебной палочкой – и все наши проблемы решились. И вот мы видим объявление: «Моментальный кредит от 50,000 гривен на 5 лет под 0%*». Неужели так действительно бывает? Увы, скорее всего, нет, — наверняка вот эта самая звездочка стоит там неспроста: если внимательно прочитать написанное мелким шрифтом, может оказаться, что 0% вы платите только в первые три месяца, а вот потом… Следует помнить, что наш настроенный на новогодние чудеса мозг способен в эти дни на излишнюю доверчивость – и быть особо внимательными.
Правило 5. Хотите подарок? Купите подарок
В предновогодние дни мы настроены не только на ожидание чудес, но и на предвкушение подарков. Рекламодатели это знают – и манипулируют словом «подарок», предлагая нам подарки за покупку по любому поводу: «Оформите платиновую карту себе и своему супругу и получите робота-пылесос в подарок!» Самое время достать калькулятор (смотрите Правило 3!), посчитать, в какую сумму за год обойдется вам обслуживание двух платиновых карт, которые вы, кажется, и не думали приобретать (смотрите Правило 1!), а потом задуматься: если из-за слов «робот-пылесос» у вас так тает сердце, что вы готовы неизвестно, зачем совершить ненужное приобретение – может, надо просто подарить себе и семье на новый год робот-пылесос? И траты меньше, и радости больше, и нет чувства, что остался в дураках, каждый раз, когда получаешь счет за ненужную карту.
Олеся Гончаренко
Источник