Не все заметили, но вот и в музыкальном радиоэфире происходит революция.
Хотя в самом распространенном диапазоне FM царит коммерция: все гонят попсу, одну станцию от другой не отличишь, — но радио активно осваивает Интернет. И здесь возникают станции на все вкусы: от неизбежных попсовых до дефицитных классических. Единственное в России радио музыкальной классики «Орфей» теперь, кроме
Но это все — в зародыше. Основная масса слушателей классикой обделена — большинству территорий России «Орфей» недоступен. А главное, его значение для населения страны и ее имиджа уже плохо представляют себе и власть имущие.
«Люди, от которых многое зависит в судьбе нашего музыкального эфира, как я замечаю, вообще не знают, что такое радио „Орфей“, — им классическая музыка, мягко говоря, неинтересна», — с этого горького признания началась наша беседа с Ириной Герасимовой, гендиректором Государственного музыкального центра, в который входит «Орфей».
«Смена вех» в культуре у нас началась не вчера, но теперь она приобретает ускорение лавины. Происходит решительная «перетруска» во всех областях, от музейного и театрального дела до приоритетов в музыкальной жизни. Вот уже прекратил существование «слишком дорогой» фестиваль симфонических оркестров, благодаря которому Россия могла слушать звездных исполнителей и дирижеров мира. Зато получают государственные гранты фестивали музыки, уже не вполне заслуживающей такого названия. Возможно, те самые гранты, которые были сэкономлены на фестивале симфонических оркестров: если в одном бассейне воды прибывает, в другом, естественно, убывает. Убывает, конечно, в бассейне истинной культуры.
Ирина Герасимова всерьез тревожится, например, за музыкальные коллективы, входящие необходимой частью в Музыкальный центр и, стало быть, в радио «Орфей». Для Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Орфей» — просто СМИ, которому не положено иметь оркестры. Для Министерства культуры СМИ — по другому ведомству. Оба ведомства существование этих оркестров явно раздражает. И никто не понимает принципиальной разницы между радио, которое гонит новости, светскую хронику и попсу, и радио, которое снабжает население Прекрасным — с большой буквы.
Между тем свои оркестры имеют все крупные радио мира — и
— Вот в будущем году мир отметит столетие начала Первой мировой войны, — объясняет Ирина Герасимова. — Мы хотим показать музыку этой эпохи — например, Реквием Кастальского, почти не известное теперь сочинение. Наш оркестр с хором подготовят эту программу. И не нужно платить огромные суммы за права — права в этом случае принадлежат нам. Программы к юбилею Аренского были интересны не только слушателям, но и зарубежным радиостанциям, знающим русскую музыку по Чайковскому, Рахманинову, Стравинскому. А с нашей помощью они открыли для себя Лядова, Кюи, Даргомыжского, малоизвестные им произведения Мусоргского. Недавно мы провели фестиваль к юбилею Тихона Хренникова — все подготовлено нашими музыкальными коллективами. Это наше «производство» стоит несопоставимо дешевле «топовых» государственных каналов, но
— Есть проекты, которые целиком завязаны на наши музыкальные коллективы, — добавляет программный директор «Орфея» Игорь Овруцкий. — Вот ежегодный конкурс молодых композиторов. Жюри определяет финалистов, их произведения исполняет наш оркестр, и это единственная возможность для современных композиторов услышать свои сочинения на публике и в эфире. А победитель конкурса в записи, осуществленной нашим оркестром, потом представлен на «Трибуне современной музыке» в Европе. Наше участие в этой традиции, существующей под эгидой ЮНЕСКО, сейчас тоже под угрозой.
Связь времен в нашей культуре непоправимо прервана: после крушения СССР прекратились фондовые записи музыкального наследия. Для потомков почти четверть века русской культуры останутся белым пятном: словно не писались симфонии, не ставились оперы, не блистали выдающиеся музыканты. Музыкальная Россия вынуждена искать пути к публике за границей, и утечка талантов принимает катастрофические масштабы.
Может, в классике больше нет потребности? Но после перехода «Орфея» в московский
«А знаете, какие слушатели к нам пришли? — улыбается Ирина Герасимова. — Молодежь, которая вообще никогда не слушала классику! А пришла, потому что набрела на радио, не похожее на другие станции».
Это тоже правда: эфир однообразен, как ни в какой другой стране. При этом единственное «культурное радио» России доступно немногим: Москва, Смоленск, Екатеринбург, Пермь… Даже в Петербурге его лишь недавно перевели с трескучих средних волн в диапазон УКВ, почти недоступный для современных приемников. Сибирь о его существовании не подозревает. Зато вот Казань сама предложила ретранслировать передачи «Орфея» — и скоро в городе Шаляпинского фестиваля зазвучит еще больше классики.
— Это только несведущие полагают, что для начала вещания достаточно просто повернуть рубильник, — говорит Герасимова. — Надо, чтобы была свободная частота и ее выставили на конкурс. Но во многих городах свободных частот не осталось! А недавно нам пришлось прекратить вещание в небольших городах Пермского края — и вот письмо из Чусового: «У меня только и было радости, что пчелы и „Орфей“. Пчелы не прилетают, „Орфей“ больше не вещает!» Душераздирающе, да? Люди нас слушают, а начальство — нет. Оно отдает приоритет всепроникающему «Шансону», даже обещало премии радиостанциям, которые будут поддерживать его фестиваль.
А ведь все это идет в ущерб музыкальной культуре нашей страны. Такие приоритеты дают обществу ложные ориентиры: вот, мол, настоящая музыка.