В какой-то момент началась деградация отечественного юмора: на смену анекдотам, советским комедиям и монологам великих юмористов пришли низкокачественные пародии на западные скетчи (небольшие комедийные пьесы), кинокартины с шутками ниже пояса и вайны (короткие видеоролики), которые, кажется, стали последним гвоздём в крышку гроба русского юмора.
Со скетчами всё понятно — взяли достойный, качественный, интересный жанр, который даже на советском телевидении (тогда, конечно, никто его так не называл) делали качественно, и скатили всё до банальных «6 кадров», «Даёшь молодёжь!», «Наша Russia» и других подобных передач. Казалось бы, разные уровни актёров (одни выступают на театральных сценах, другие закончили «школу КВН»), разные уровни сценаристов (одни пишут сценарии для фильмов, а другие закончили «школу КВН»), разные подходы к юмору, а смотреть это всё равно одинаково противно.
Конечно, что-то из этих скетчей кому-то может показаться смешным и даже уморительным, однако приём «как в жизни» на самом деле не имеет никакого отношения к юмору. Большинство подобных программ уже успели закрыть, но некоторые уже десятый год крутят по разным каналам (поэтому сложно понять, новые это выпуски или повтор старых с других каналов).
Основной проблемой этих ТВ-скетчей стали надоевшие актёры, от которых зрителей уже чуть ли не воротит; однотипные «сеттинги» (обстановка, в которой происходит действие) — согласитесь, смотреть год на то, как гастарбайтеры не могут сделать ремонт Собчак или как наркоманы играют в приставку, — невыносимо; и просто видеопересказы анекдотов — привет «6 кадрам»!
А современные комедии, которые не только решили опошлить всё, что существует, но и былые культурные достижения («Кавказская пленница», «Ирония судьбы», «Служебный роман» и далее по списку)? За эти низкопробные фильмы-ремейки можно поливать помоями и сценаристов, и актёров — за то, что соглашаются играть в подобном, и режиссёров — за то, что берутся ставить. Но всё это совершенно бесполезно, потому что эти комедии зритель «хавает» добровольно, неся свои кровные в кассы кинотеатров.
Есть много способов занять себя чем-нибудь в выходной день, чтобы не идти в кино, если там откровенная лажа. Многие из нас при современном ритме жизни не успевают просто следить за новинками проката, а кому-то, видите ли, некуда сходить с 12-летним ребёнком, поэтому он ведёт его на «Выпускной» или другую комедию с бухлом, вписками, шутками выше колена и наигранной моралью.
Почему же именно вайны стали последним гвоздём в крышку гроба отечественного юмора? Потому, что, во-первых, появление, распространение и популяризация вайнов — целиком и полностью вина людей, рядовых пользователей интернета. Во-вторых, вайн как жанр продолжает деградировать в геометрической прогрессии по сей день. Но об этом поговорим во второй части.
Роман Морозов