В первой части мы поговорили о таких уродливых явлениях в русском юморе, как современные скетчи и комедии. Но это всё цветочки по сравнению с вайнами, которые подобно вирусу заполонили интернет.
Изначально была определённая группа лиц, которая «профессионально» снимала вайны (тогда ещё это были юмористические ролики длиной 6 секунд) для своих инстаграмов, каналов на YouTube и даже специально разработанного Facebook-приложения Vine. Всех этих горе-вайнеров критиковали за низкую качественность контента и простоту самого жанра. Все кроме школьников, которые с восторгом смотрели вайны, делились ими и, что самое главное, над ними смеялись. Тогда разработчики поняли, что на этих школьниках можно сделать хорошие деньги.
В то время, как Facebook, извиняясь, удалял свой Vine, российские маркетологи по-быстрому перевели и адаптировали под наших школьников приложение Kwai и начали активно рекламировать его, позиционируя как платформу для креативных, модных, желающих стать популярными подростков. И тут понеслось...
Ни о каких 6-секундных роликах не было и речи: школьники кривлялись, орали, визжали, рассказывали какие-то отвратительные, идиотские анекдоты, снимая их трясущимися руками на фоне бабушкиного халата. Кто-то показывал фокусы, кто-то танцевал, кто-то пытался надуть большой пузырь из носа — именно так выглядел Kwai изнутри, хотя рекламировали его при помощи видео каких-то симпатичных девушек или харизматичных парней, которых на самом дел в Kwai не было.
Где-то в это же время на пике популярности находилась другая «социальная сеть для создания видео, прямых эфиров и обмена сообщениями» — musical.ly. Сложно как-то точно описать, для чего на самом деле была создана эта платформа и какие решения она предлагала пользователям. Важно лишь понимать, что основной фишкой musical.ly было наложение на видео (снятого, конечно же, школьником) аудиодорожки. Караоке для детей? Учись петь под фанеру? Клипы, снятые на телефон? Что в итоге должно было получиться — непонятно, однако программа прожила недолго и в ноябре 2017 года была буквально съедена компанией ByteDance, которая в итоге выдала китайским (а, соответственно, и русским школьникам) квинтэссенцию плохого юмора, кривляний и лидера по количеству детских лиц на 1 мегабайт — TikTok (в Китае известное как Douyin).
Что началось! Школьники не просто стали кривляться под песни, они стали пародировать тех, кто пародировал тех, кто кривлялся под эти песни! Они стали не просто рассказывать баянистые анекдоты, а накладывать звук из сценок какого-нибудь Comedy Club и кривляться уже под него! Появились сдвоенные видео: пользователь снимал своё видео на одной половине экрана, в то время как на второй половине транслировалось чьё-то чужое видео. Наверное, не стоит рассказывать, что люди чаще всего делали в этих сдвоенных видео?
Разработчики и российское сообщество TikTok даже перестали париться по поводу рекламы любимого школьниками продукта, пихая на YouTube всё подряд. Так продолжается и сейчас.
Пока одни приложения закрывали сами разработчики, вторые переставали развивать на территории России, а четвёртые поглощали третьи, уровень юмора, развития и восприятия миллионов школьников (да и некоторых подростков) адаптировался к подобному контенту, они начали активно его потреблять и воспроизводить, благодаря чему TikTok у нас и получил такое широкое распространение.
Что сказать в итоге? Если у вас самих уже есть дети, задумайтесь, вкус к какому юмору вы им прививаете и к чему это может привести? Если вы считаете, что все эти передачи, приложения, программы — всего лишь способ расслабиться, разгрузить свой мозг, то вы ошибаетесь. Юмор — неотъемлемая составляющая нашего общего уровня развития и в то же время его отражение.
Если сегодня слово «*опа» на заборе — просто надпись, то завтра оно может стать шуткой, а послезавтра — основным источником знаний.
Роман Морозов