То, что ребенок должен входить в процесс образования в роли полноправного субъекта, признано хотя бы на уровне декларации. А учитель? А школа – как сложная и тонкая система, как сообщество? То, что ей необходимо свободно взаимодействовать с партнерами, осознавать свои проблемы и ресурсы, самой определять курс развития, хорошо понимают в Карелии.
14 февраля в Петрозаводском государственном университетепроводился «День сельской малочисленной школы Республики Карелии». Он был организован Лабораторией теории и практики развития сельской школы, проводится уже второй раз и, похоже, становится традиционным.
На встречу съехались педагоги маленьких сельских школ, которым особенно трудно сохранить понимание себя, своих ценностей, оснований, системы педагогических координат. Особенно в такой зыбкий период, как сейчас, когда разнонаправленные тенденции и не очень внятные инновации раскачивают школу как на «американских горках». Выжить, не рассыпаться, устоять, сохранить лучшее из накопленного опыта и осмысленно двигаться дальше – все это возможно только если школа осознает себя. Наверное, поэтому педагоги так активно писали работы на конкурс «Сельская школа со всех сторон: о себе расскажем сами». С объявления победителей и началась встреча.
Главной, сквозной темой на протяжении всего дня была интеграция. У педагогов, которые не каждый день выбираются в столицу и сидят за круглым столом с министром образования республики А.Морозовым, была возможность задать вопросы ученым и управленцам. На них подробно отвечали сотрудники Института повышения квалификации, представители Законодательного собрания, республиканского комитета профсоза. Учителя, в частности, просили прокомментировать недостаточно ясные места в законах; сообщали высокому начальству, что субсидии не всегда доходят до адресатов; советовались, как лучше организовать тот или иной процесс в школе; обсуждали специфику работы в малокомплектной школе и критерии, по которым школа может быть включена в эту категорию.
Кроме того участники встречи имели возможность получить консультации по вопросам, касающимся содержания образования. И не только у своих земляков: на встречу приехали специалисты из Вятского государственного университета. Два этих региона активно налаживают сотрудничество в последнее время.
Те участники Дня сельской школы, которые стремятся расширить палитру педагогических ресурсов, особенно внимательно слушали и записывали информацию о том, куда в Петрозаводске можно привезти детей и целенаправленно приехать с коллегами. Для них особенно полезными были экскурсия по IT-парку ПетрГУ и посещение Библиобуса Национальной библиотеки РК.
Но главным, пожалуй, было ощущение неформального взаимодействия, живого сообщества, когда коллеги, живущие в сотнях километров друг от друга, обменивались новостями, делились опытом, договаривались о взаимном обучении.
Результатом такой насыщенной, свободной и осмысленной работы можно считать содержательные перемены, происходящие во многих школах. Чтобы убедиться в этом, я поехала в одну, расположенную в поселке Шуя Прионежского района.
Каша из топора
На школьном дворе обычно бывает какая-то деталь, по которой угадывается общий настрой этого места. Подходя к шуйской школе, невозможно не заметить каток, да нет, целых два катка. Один обнесен солидным бортиком – хоккейная коробка, другой для публики попроще. И публика, пестрая и очень разновозрастная, активно и с явным удовольствием по нему раскатывает.
Позже разговор с педагогами подтверждает, что каток – один из «магнитов», притягивающих к школе малышей и взрослых. Здесь же складываются ситуации встречи ученика и учителя в непривычном контексте, не у классной доски, а на льду. Вряд ли где-то еще можно услышать: «А давайте я вам, Светлана Вячеславовна, коньки завяжу. Надо же, как интересно, вы меня английскому учите, а я вас на коньках кататься...»
«Мальчишка после этого разговора даже подтянулся у меня по английскому», – улыбается Светлана Остальцова. Разговор о школе, потребностях и проблемах, об удачах и новых планах идет в рамках выездной консультации. Мы приехали в школу с Зинаидой Ефловой, руководителем Лаборатории теории и практики развития сельской школы. Она слушает, иногда переспрашивает, что-то советует, обращает внимание на возможные трудности, ссылается на опыт других школ, подсказывает, как лучше оформить результаты, к кому обратиться за помощью. Например, выслушав рассказ Маргариты Мартыновой о подробной и объемной детско-взрослой исследовательской работе по двухвековой истории школы, направляет нить разговора в сторону педагогических результатов: «Участие и победа в конкурсе – это сиюминутный успех. А сколько ребят из тех, что искали и реставрировали в фотошопе старые фотографии, изучали дореволюционные газеты и конторские книги, всерьез заинтересовались историей и компьютерными технологиями?»
Не заинтересоваться хоть чем-нибудь, учась в шуйской школе, наверное, невозможно. Школа или выстраивает партнерские отношения с поселковыми структурами – Центром культуры, Центром детского творчества, музыкальной школой, – или объединяется и дает место для занятий. В итоге – широкий даже по столичным меркам выбор для каждого ребенка. От спортивных танцев до кролиководства, от ландшафтного дизайна до флорбола (это что-то вроде хоккея в спортзале), от вокала до работы с берестой.
Последний результат «слияний и поглощений» – объединение с детским садом, одна группа которого стала подготовительным классом. Дошколята заранее привыкают к школьной обстановке, чтобы грядущая адаптация проходила полегче. Все довольны, кроме, конечно, проверяющих. Которые, ясное дело, не объясняют, где взять деньги на все требуемые переделки и перестройки.
Финансирование – вообще печальная тема. Его не хватает ни на нормальный ремонт автобуса, который, по словам директора, «дышит на ладан», ни на содержание хоккейной команды. Это гордость школы. Даже в субботу в коридоре клубятся мальчишки на коньках, в громоздкой форме, с клюшками – ждут тренера. Спрашиваем: «Тебе что в хоккее важнее всего?» Маленький вратарь задумывается, потом бурчит из-под маски: «Растяжка...» «А что это?» Вместо ответа парнишка во всей своей тяжеленной амуниции с грохотом садится на поперечный шпагат.
Так вот, когда свой лед подтаивает, приходится возить ребят на профессиональный каток, а это снова деньги. Хорошо хоть комплект формы для команды достался чудом. В район приезжал знаменитый Третьяк, узнал про местную команду и подарил форму. Спасибо ему. А об отношении односельчан к команде и к школе можно судить по тому, как дружно они проголосовали в интернете за свой каток. Только что закончился всероссийский конкурс, в котором Шуйский каток занял третье место по результатам он-лайн голосования и теперь получит круглую сумму на обустройство.
Школе бы тоже не помешал миллион-другой. Потому что вид у нее изнутри на удивление своеобразный: новенькие пластиковые двери со стеклопакетами, ведущие на лестницу, соседствуют с постмодернистским полом (гранитная плитка перемежается с досками). «Зачем? – переспрашивает директор Андрей Анастасьев. – Чтоб, когда трубы прорвет, пол вскрывать». Ну да, ну да – как я сразу не догадалась...
Вообще-то видно, что медленно и постепенно школа обустраивается – по тем же стеклопакетам, по интерактивной доске, по уютному компьютерному классу. Но учитывая, что здание почти пятьдесят лет простояло без капитального ремонта, деревянные фрагменты пола еще долго будут актуальны.
Школа радости и школа памяти
Впрочем, старые стены ничуть не мешают обитателям школы радоваться жизни. Они даже придумали и проводят на весенних и осенних каникулах «Школу радости». Обычно это несколько дней, прожитых насыщенно, в полную силу, во весь голос. Они наполнены разными рукодельными занятиями, тренинговыми упражнениями, играми, мастер-классами, общением. По коммунарской методике ребята проводили день творческих мастерских для родителей, собирали и делали своими руками подарки для детского дома. На одной из Школ родилась идея встреч по вопросам жизни поселка. Жителям написали и лично вручили красочные приглашения: «Приглашаем Вас поговорить о том, что можно улучшить в нашей жизни. Приходите! Без Вас никак». Потом эта идея трансформировалась в День поселения.
Во время «Школы радости» нащупывают свое призвание дети, обладающие организаторскими, лидерскими качествами, склонные работать в системе человек–человек.
Совсем иной по настрою, но не менее сильный опыт эмоционального переживания получают ребята в военно-патриотическом клубе «Родник». Главное событие в году для них – выезд в поисковую экспедицию. Поиск – это когда на местах боев разыскивают непогребенные останки солдат, погибших больше семидесяти лет назад, проводят торжественное захоронение. Иногда удается найти потомков погибшего, передать вещи, медали.
Опыт участия в поиске очень весомый. Здесь, по словам руководителя клуба Юрия Павловского, «и размышления о цене жизни, и наглядная разница между реальностью и компьютерными стрелялками, и непосредственное прикосновение к истории, тяжелой истории своей страны». Когда солдата «поднимают» (это выражение поисковиков), ребята осторожно освобождают от земли останки и сохранившиеся вещи: зубную щетку, химический карандаш, который все еще пишет, пуговицы. Рассматривают, соприкасаются с жизнью этого человека. А вечером у костра тихонько обсуждают: «А я бы смог так? Очень страшно... Я бы, наверное, убежал...» Пожалуй, такие экспедиции – один из редких способов нефальшиво и без дешевого пафоса говорить о патриотизме.
За несколько лет поисковой работы клуб собрал немало экспонатов для школьного музея. Для которого совсем нет места, но он, как и многое другое, чудом умещается в такой маленькой и такой многообразной шуйской школе.
Если хотите познакомиться с ней поближе, заходите на сайт: http://sch1.shuja.pri.iso.karelia.ru/
Елена Куценко