На Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге состоялась церемония вручения ежегодной литературной премии «Национальный бестселлер-2019». На этот раз обошлось без особых скандалов, но финалисты шли плечом к плечу. Победило «славянское фэнтези», то есть сказка: обладателем премии стал писатель Андрей Рубанов за роман «Финист Ясный Сокол». Читала и сравнивала Кира Долинина.
«Национальный бестселлер» вручается в Санкт-Петербурге с 2001 года за работы в прозе, которые были впервые опубликованы на русском языке в течение прошедшего календарного года. Учредителями выступили издатель Константин Тублин и литературный критик, переводчик Виктор Топоров. С именем последнего премия и была накрепко связана долгие годы, вплоть до его кончины в 2013 году. Самый жесткий, циничный, непримиримый, ядовитый критик-провокатор нашего литературного мира, Топоров выискивал и вытаскивал под софиты молодых и старых, маститых писак и дебютантов, красных и белых, либералов и коммунистов, каких угодно, лишь бы нескучных. Имя премии было — скандал и бравада. Что в полной мере было подхвачено топоровским «наследником по прямой» Вадимом Левенталем, являющимся сегодня председателем оргкомитета «Нацбеста».
Особую стать премии придают жесткие правила номинации и судейства. Номинировать книгу может человек из списка, формируемого оргкомитетом из представителей основных издательств, «толстых» журналов, деятелей русской литературы России и зарубежья, критиков и знаковых писателей. Они выставляют номинированным работам баллы и составляют таким образом лонг-лист. Далее «большое жюри», собранное оргкомитетом в основном из профессиональных литературных критиков, отбирает шорт-лист. При этом ни одно из жюри никогда не собирается вместе — оценки выставляются в индивидуальном порядке. А на церемонии открытия «малое жюри» передает председателю заклеенные конверты со своим голосом, голосовать можно только за одного финалиста. Таким образом, финальное голосование происходит глаза в глаза, и изменить свое решение прямо на церемонии невозможно. Эффект достигается драматический.
В этом году на соискание премии были номинированы 44 произведения. В шорт-лист премии 2019 года вошло шесть наименований: второй роман молодого автора Евгении Некрасовой «Калечина-Малечина» — книга о школьном буллинге; второй роман также далеко не старого автора с псевдонимом Упырь Лихой «Славянские отаку» — макабрическая политическая порносатира; «Четверо» Александра Пелевина — третья книга молодого писателя, время в котором разворачивается в трех плоскостях: 1938, 2017 и 2157-й; «Финист Ясный Сокол» Андрея Рубанова сделана в славном и сомнительном одновременно жанре славянское фэнтези; «Я буду всегда с тобой» Андрея Етоева — мифопоэтический роман на историческую тему: 1943 год, советский Север; виртуозное историко-философское сочинение о веке, то ли минувшем, то ли еще тянущемся, постоянного автора “Ъ” кинокритика Михаила Трофименкова «XX век представляет. Кадры и кадавры». Итого — один нон-фикшен, один порнороман, один историко-психоделический роман и три сказки.
Сказочное начало явно превалирует. И тут шутка ведущего церемонию награждения Артемия Троицкого об актуальности прилагательного «сказочный» остается всего лишь шуткой, а вот обращение к миру потустороннему то ли за помощью, то ли за забытьем представляется вполне внятным трендом. У Некрасовой в доме одинокой особенной девочки Кати, школьная, да и домашняя жизнь которой есть сплошной кошмар и ужас непонимания и травли, живет Кикимора. Подворовывает, конечно, кричит страшно, почти как учил нас незабвенный Дмитрий Александрович Пригов, сама мерзковатая, но девочку полюбила и жизнь ее изменила к лучшему. Космическая и временная одиссея Пелевина обошлась без древнеславянских существ, но плавание во времени, символах, именах, совпадениях и тотальной таинственности позволяет возжелавшему того читателю окунуться в эту сказочную по сути своей словесную реку. Победитель же сказочное происхождение своей истории не скрывает: дописьменная Русь, Ярило, скоморохи, кикиморы, русалки, зеленоглазая Марья-краса, оборотень-птицечеловек, любовь побеждает страх, черноту и вселенское зло.
Андрей Рубанов — четырехкратный полуфиналист «Нацбеста». В 2006 году с первым же своим романом «Сажайте, и вырастет» он появился в шорт-листе премии и стал его долгожителем. Жесткая проза отсидевшего журналиста, бизнесмена, в 1999–2000-х бывшего пресс-секретарем первого заместителя полномочного представителя правительства РФ в Чеченской Республике, была сшита из гиперреализма его собственной жизни. Далее победило сочинительство, и в этой своей ипостаси Рубанов дошел до псевдославянских сказаний. Не самый очевидный путь для того, каким он появился на литературной сцене.
Жюри премии по традиции небольшое. Писатель Алексей Сальников, прошлогодний лауреат «Нацбеста», проголосовал за Етоева, кинорежиссер и коммунист Владимир Бортко и военный корреспондент Семен Пегов — за Рубанова, блогер и переводчик Дмитрий Пучков (Гоблин) — за Трофименкова, директор Петербургского книжного салона Андрей Шамрай и общественный деятель Кристина Потупчик — за Некрасову. В связи с тем что романы «Калечина-Малечина» и «Финист Ясный Сокол» получили равное количество голосов, решение должен был вынести почетный председатель жюри, уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг РФ Юрий Воронин. Он честно признался, что хотел бы проголосовать за книгу Трофименкова, но из двух предложенных выбирает роман Рубанова. Приз премии — 1 млн руб., которые финалист разделит в пропорции девять к одному со своим номинатором. Книгу Рубанова номинировал Ричард Семашков (рэпер Рич).
Безусловного лидера в этом году премия не предоставила, но фигура Рубанова сомнений тоже не вызывает. Как говорил покойный Виктор Топоров, «Нацбест» показывает очевидную закономерность: некоторые из интересных писателей получают премию не за свои лучшие книги, а просто с накоплением определенного числа номинаций. Так было, например, в свое время с Захаром Прилепиным и писательницей Фигль-Мигль. Рубанов вполне может встать в этот список.
Кира Долинина