Есть люди, которым нравится резать красивых женщин и красть самолеты. Но меньше всего они похожи на голливудских маньяков с пилами или бородатых террористов. В их шляпе всегда найдется пара кроликов для ужина и целая связка капроновой веревки на всякий случай.
Но сами они предпочитают скромное звание иллюзионистов. Их работа, за которую сегодня, кстати, платят исключительно «зеленым рублем», — совершать чудеса.
Маг с человеческим лицом
На Пушкинской площади в канун Нового года царит оживление. Неподалеку от знаменитого памятника Александру Сергеевичу появилась пушистая елка, увешанная гирляндами. Фонарный столб отсвечивает рекламным плакатом с красноречивой надписью «Добро пожаловать в сказку». Неподалеку от него греется Дед Мороз с мегафоном и листовками — предлагает всем желающим посетить очередную распродажу. Обстановка, в общем, самая что ни на есть чудесная — располагающая к волшебству.
Фокусник Владимир Жминько появляется неожиданно и как бы «из ниоткуда», что заставляет всерьез задуматься над тем, а уж не прячет ли он за спиной метлу в духе сказаний о Поттере.
На вид Володе не больше двадцати. Обыкновенный черный пуховик, серые брюки и кожаные туфли — в одежде нет ничего примечательного. Фокусника в нем выдают лишь брутальная черная челка, полностью закрывающая лоб, и атласный платок фиолетового цвета. В таком образе Володя через несколько часов предстанет перед зрителями.
— Современные маги не выходят на сцену в шикарных костюмах и шляпах, забавных клоунских ботинок у них тоже нет, — говорит Владимир. — Фокусники поколения «нулевых» носят одежду в стиле casual. Это потому что иллюзионист сегодня берет публику не костюмами, а прежде всего техникой исполнения и… природным обаянием.
Принцип «чем проще — тем лучше» в магическую моду привнесли американские мастера чудес. Первым из них был Коперфильд, ныне уже ставший легендой. Володя объясняет, зачем это было надо:
— Только представь: к публике выходит человек — в джинсах, совершенно обыкновенном свитере, кроссовках — и начинает творить чудеса. Вроде бы Вася из соседнего подъезда, а делает такое, что просто глазам не верится. Людям нужен не артист, а обычный человек, рубаха-парень из народа, с которым можно просто поговорить и которого в конце концов можно пощупать руками. Эдакое живое, доступное глазу чудо…
Фокусы в стиле мини
Пока мы решаем, где лучше провести интервью, Владимир предлагает мне прямо здесь, на улице, продемонстрировать фокус.
В каждую мою руку он кладет по одному красному шарику из поролона. Крепко сжимаю в ладонях реквизит (больше напоминающий клоунские носы, которые обыкновенно продают в фойе цирка) и жду, что же будет дальше.
— Руки на морозе хуже работают, но должно получиться, — комментирует Владимир.
Один шарик он просит отдать ему, а другой остается зажатым у меня в кулаке. Фокусник прячет доставшийся ему «нос» в правую руку, и за считанные секунды шарик исчезает из его ладони в неизвестном направлении.
«Все просто, спрятал в рукав. Сейчас второй тоже заберет», — думаю я про себя и… обнаруживаю в правой ладони два шарика вместо одного. Что называется, оставил с носом.
— Этот трюк — один из самых простых, — улыбается Владимир, глядя на мою удивленную мину. — Относится к микромагии — это такой жанр фокусов. Трюки с использованием мелких предметов — ну, скажем, карт, шариков, веревочек. Но сам по себе в нашей стране этот вид фокусов только начал развиваться.
В Штатах и Европе, объясняет Володя, микромагию широко использовали в своих выступлениях фокусники XX столетия. За несколько десятков лет существования на Западе этот жанр успел прилично развиться. У нас же в России, говорит Владимир, иллюзионисты раньше работали только с крупными предметами — пилой, мечами и обручами.
Причин тому было несколько.
Секретаршу под нож
— Новый год — горячий сезон, — говорит Владимир, когда мы уже садимся за столик в небольшом кафе. — Приглашают выступать на корпоративы, частные вечеринки. Вот, к примеру, на завтра у меня запланировано одно очень интересное шоу. Фокусы буду показывать не только я. Шеф одной компании пожелал собственноручно разрезать свою секретаршу. Разумеется, не настоящей пилой, а волшебной. Заказали ему реквизит, сегодня репетируем.
Корпоративы — основной доход не только Владимира, но и большинства его коллег-фокусников. Выступать в основном приходится перед банкирами и риелторами. Реже приглашают в частные школы и детские сады — к малышам. К слову, взрослые фокусам радуются намного больше, чем дети.
— Иногда приходишь к ребенку, а шоу смотрят в итоге его родители, — делится опытом фокусник Игорь Бурлин. — Малыши просто многого не понимают. А вот взрослые моментом втягиваются в представление. И хлопают в ладоши, и кричат — удивляются совсем как дети.
— Фокусник часто не только трюкач, а еще и ведущий с микрофоном, и тамада, предлагающий выпить за здоровье начальника, — говорит Игорь. — А что делать? Некуда нам больше идти… Если на Западе ставятся целые шоу, по телевизору организуют программы с участием фокусников, то у нас никто не даст иллюзионисту прайм-тайм. А для организации целого шоу нужны прежде всего деньги — то есть пиар на телевидении.
Цирковая лошадка
Для фокусника цирковая карьера в отличие от организации частных праздников и гастролей по стране — дело вовсе не привлекательное.
— Выступать на арене сегодня, конечно, уже не выгодно, как ни верти, — говорит иллюзионист Жминько. — И дело здесь даже не в репутации и не в престиже. Ну, какая зарплата у профессионального фокусника в цирке? Я за одну новогоднюю ночь могу тысяч четыре-пять «зеленых» заработать.
В среднем, если не брать в расчет праздничных расценок, гонорар фокусника за одно часовое выступление на частной вечеринке составляет от двухсот до четырехсот долларов. Дилетанты работают и за сотню «зеленых».
С тем, что работа в цирке сегодня — дело невыгодное, с Владимиром соглашается и другой мастер фокусов — Анатолий Неметов, успевший поработать в шоу самого короля поп-сцены Филиппа Киркорова.
— Куда выгоднее ездить со своими гастролями и выступать на частных вечеринках, — говорит он. — В советское время хоть денег на реквизит циркачам выделяли. А сейчас это такие смешные суммы, на которые и
Сколько стоит порезать женщину?
К слову, реквизит в магическом деле — одна из важнейших составляющих. Ведь на одной ловкости рук далеко не уедешь. Опытные иллюзионисты поговаривают, что хорошее оборудование — 50% успеха фокусника.
Микромагам проще. Карты, веревочки, шарики — реквизит стоит сравнительно не дорого: на все про все может уйти от 1000 рублей до 3000. А вот серьезное оборудование для публичных выступлений перед большим количеством народа делается на заказ и стоит соответственно.
— Комплект реквизита для разрезания человека нужно заказывать у мастера, — рассказывает Анатолий Неметов, с которым мы тоже встречаемся в одном из столичных кафе. — Стоит он около
Секс с невидимкой
Ассистенток у иллюзиониста Неметова целых три. Еще трое — ассистентов. Работают они сменами:
А вот дамы фокуснику нужны для работы непосредственно на сцене.
— Девушки всегда участвуют в представлении, — говорит Анатолий. — Так уж повелось. Традиция. Их протыкают мечами, пускают летать по воздуху, режут на части. И от игры ассистентки на сцене очень многое зависит: ведь помощницы тоже принимают участие в исполнении трюков.
Романтические отношения между иллюзионистом и его прекрасными пособницами не редкость. Чаще фокусник выступает в паре вместе со своей супругой. Однако, уверен Анатолий Неметов, такая работа ни к чему хорошему привести не может.
— Личные отношения могут повлиять на качество исполнения работы, — говорит он. — Скажем, поссорились вы или она обиделась, а трюк может
Интим с пользой
— А трюк с разрезанием — это обман зрения или бутафорские ноги? — интересуюсь я у Анатолия Неметова.
— Зачем вам знать? — улыбается он. — Неинтересно будет смотреть!..
Профессиональными секретами маги и волшебники со стажем не то что с журналистами, но и с коллегами по цеху делятся неохотно. В особенности если дело касается оригинальных авторских трюков, исполнить которые могут не все. Поэтому и школ фокусников в России практически нет. Разве что пара тренингов для совсем зеленых новичков.
— Вся информация передается лично из уст в уста, — говорит Владимир Жминько. — Трюки учитель показывает ученику только в самой секретной обстановке.
От плагиата, правда, не застрахован никто.
— Вражеские агенты подстерегают иллюзионистов практически всюду, — смеется Игорь Бурлин. — И охотятся они за теми трюками, которые придумал сам фокусник. Я, например, креативностью не отличаюсь, но парочка фирменных номеров у меня в запасе есть. Так вот однажды выступил на вечеринке, и подробное описание одного из фокусов, который я там показал, потом обнаружил в Интернете на форуме фокусников.
Ловкость рук и никакого мошенничества…
— А деньги у тебя есть? — спрашивает Владимир, когда наш с ним разговор уже подходит к концу.
Я пожимаю плечами. Исчезнет сотня-другая в ловких руках мастера — и ищи-свищи денежки по всему ресторану.
— А сколько надо? — я опасливо посматриваю на собеседника.
— Ну, рублей 50… Только одной бумажкой.
Неохотно роюсь в карманах и извлекаю купюру. Владимир, в свою очередь, достает из кошелька обыкновенную зеленую десятку. Обе бумажки мы складываем вшестеро, но так, чтобы цифры 50 × 10 были видны. Десятку Владимир забирает, а 50 рублей остаются у меня в ладошке. Момент… и у меня в руке только чирик, а Вова уже вертит в руках голубой пятидесяткой.
Деньги фокусник мне возвращает. Однако я успеваю всерьез испугаться за собственный кошелек.
— Это еще что, вот когда я рву на сцене чужие тысячи, чтобы превратить их в пятитысячные купюры, с людьми истерики случаются, — смеется Вова. — А эти фокусы ведь для публики представляют наибольший интерес. И запоминаются лучше… Любит народ деньги. Но
Ну и слейт с ними!
В столице появились фокусники, которые за свои выступления денег не берут. Это слейтеры — любители карточных манипуляций. Они сами придумывают для себя фокусы и трюки и делают это ради собственного удовольствия.
Слейтеры часто собираются вместе и проводят турниры. Смысл таких соревнований прост: тот, кто лучше исполнил трюк или придумал оригинальное выступление, побеждает.
Слово slate в переводе с английского означает: скользить или манипулировать. Термин слейтинг появился в России не так давно — всего
Метод проб и ошибок
Ошибаются фокусники нечасто. Но и такое на сцене случается. Выходят из ситуации все иллюзионисты
Хорошему магу под силу импровизация. Тем более что, как правило, утверждают опытные трюкачи, люди и не замечают подвоха: ведь как на самом деле исполняется фокус, они не знают. Если же произошла
— Однажды на гастролях в Тольятти прямо на сцене со мной произошло ЧП, — рассказывает Владимир Жминько. — Специальная фокусная колода карт рассыпалась на сцене. А ведь все карты должны лежать в определенном порядке. Иначе фокусы не получатся. Пришлось показывать дважды левитацию предметов, якобы на бис. Публика ничего не заметила, а я всерьез испугался за свою репутацию.
Елизавета Серьгина