Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Деньги из воздуха

Как зарабатывают фокусники

Есть люди, которым нравится резать красивых женщин и красть самолеты. Но меньше всего они похожи на голливудских маньяков с пилами или бородатых террористов. В их шляпе всегда найдется пара кроликов для ужина и целая связка капроновой веревки на всякий случай. Кто-то величает их магами, кто-то — трюкачами.

Но сами они предпочитают скромное звание иллюзионистов. Их работа, за которую сегодня, кстати, платят исключительно «зеленым рублем», — совершать чудеса.

Маг с человеческим лицом

На Пушкинской площади в канун Нового года царит оживление. Неподалеку от знаменитого памятника Александру Сергеевичу появилась пушистая елка, увешанная гирляндами. Фонарный столб отсвечивает рекламным плакатом с красноречивой надписью «Добро пожаловать в сказку». Неподалеку от него греется Дед Мороз с мегафоном и листовками — предлагает всем желающим посетить очередную распродажу. Обстановка, в общем, самая что ни на есть чудесная — располагающая к волшебству.

Фокусник Владимир Жминько появляется неожиданно и как бы «из ниоткуда», что заставляет всерьез задуматься над тем, а уж не прячет ли он за спиной метлу в духе сказаний о Поттере.

На вид Володе не больше двадцати. Обыкновенный черный пуховик, серые брюки и кожаные туфли — в одежде нет ничего примечательного. Фокусника в нем выдают лишь брутальная черная челка, полностью закрывающая лоб, и атласный платок фиолетового цвета. В таком образе Володя через несколько часов предстанет перед зрителями.

— Современные маги не выходят на сцену в шикарных костюмах и шляпах, забавных клоунских ботинок у них тоже нет, — говорит Владимир. — Фокусники поколения «нулевых» носят одежду в стиле casual. Это потому что иллюзионист сегодня берет публику не костюмами, а прежде всего техникой исполнения и… природным обаянием.

Принцип «чем проще — тем лучше» в магическую моду привнесли американские мастера чудес. Первым из них был Коперфильд, ныне уже ставший легендой. Володя объясняет, зачем это было надо:

— Только представь: к публике выходит человек — в джинсах, совершенно обыкновенном свитере, кроссовках — и начинает творить чудеса. Вроде бы Вася из соседнего подъезда, а делает такое, что просто глазам не верится. Людям нужен не артист, а обычный человек, рубаха-парень из народа, с которым можно просто поговорить и которого в конце концов можно пощупать руками. Эдакое живое, доступное глазу чудо…

Фокусы в стиле мини

Пока мы решаем, где лучше провести интервью, Владимир предлагает мне прямо здесь, на улице, продемонстрировать фокус.

В каждую мою руку он кладет по одному красному шарику из поролона. Крепко сжимаю в ладонях реквизит (больше напоминающий клоунские носы, которые обыкновенно продают в фойе цирка) и жду, что же будет дальше.

— Руки на морозе хуже работают, но должно получиться, — комментирует Владимир.

Один шарик он просит отдать ему, а другой остается зажатым у меня в кулаке. Фокусник прячет доставшийся ему «нос» в правую руку, и за считанные секунды шарик исчезает из его ладони в неизвестном направлении.

«Все просто, спрятал в рукав. Сейчас второй тоже заберет», — думаю я про себя и… обнаруживаю в правой ладони два шарика вместо одного. Что называется, оставил с носом.

— Этот трюк — один из самых простых, — улыбается Владимир, глядя на мою удивленную мину. — Относится к микромагии — это такой жанр фокусов. Трюки с использованием мелких предметов — ну, скажем, карт, шариков, веревочек. Но сам по себе в нашей стране этот вид фокусов только начал развиваться.

В Штатах и Европе, объясняет Володя, микромагию широко использовали в своих выступлениях фокусники XX столетия. За несколько десятков лет существования на Западе этот жанр успел прилично развиться. У нас же в России, говорит Владимир, иллюзионисты раньше работали только с крупными предметами — пилой, мечами и обручами.

Причин тому было несколько. Во-первых, в советское время использование карт было запрещено, а во-вторых, представления фокусники давали в основном в цирке — микромагию аудитории в 10 тысяч человек не покажешь. А сейчас, когда магов стали приглашать на корпоративные вечеринки и выступления в клубах и карты использовать никто не запрещает, жанр начали осваивать и отечественные трюкачи.

Секретаршу под нож

— Новый год — горячий сезон, — говорит Владимир, когда мы уже садимся за столик в небольшом кафе. — Приглашают выступать на корпоративы, частные вечеринки. Вот, к примеру, на завтра у меня запланировано одно очень интересное шоу. Фокусы буду показывать не только я. Шеф одной компании пожелал собственноручно разрезать свою секретаршу. Разумеется, не настоящей пилой, а волшебной. Заказали ему реквизит, сегодня репетируем.

Корпоративы — основной доход не только Владимира, но и большинства его коллег-фокусников. Выступать в основном приходится перед банкирами и риелторами. Реже приглашают в частные школы и детские сады — к малышам. К слову, взрослые фокусам радуются намного больше, чем дети.

— Иногда приходишь к ребенку, а шоу смотрят в итоге его родители, — делится опытом фокусник Игорь Бурлин. — Малыши просто многого не понимают. А вот взрослые моментом втягиваются в представление. И хлопают в ладоши, и кричат — удивляются совсем как дети.

— Фокусник часто не только трюкач, а еще и ведущий с микрофоном, и тамада, предлагающий выпить за здоровье начальника, — говорит Игорь. — А что делать? Некуда нам больше идти… Если на Западе ставятся целые шоу, по телевизору организуют программы с участием фокусников, то у нас никто не даст иллюзионисту прайм-тайм. А для организации целого шоу нужны прежде всего деньги — то есть пиар на телевидении.

Цирковая лошадка

Для фокусника цирковая карьера в отличие от организации частных праздников и гастролей по стране — дело вовсе не привлекательное.

— Выступать на арене сегодня, конечно, уже не выгодно, как ни верти, — говорит иллюзионист Жминько. — И дело здесь даже не в репутации и не в престиже. Ну, какая зарплата у профессионального фокусника в цирке? Я за одну новогоднюю ночь могу тысяч четыре-пять «зеленых» заработать.

В среднем, если не брать в расчет праздничных расценок, гонорар фокусника за одно часовое выступление на частной вечеринке составляет от двухсот до четырехсот долларов. Дилетанты работают и за сотню «зеленых».

С тем, что работа в цирке сегодня — дело невыгодное, с Владимиром соглашается и другой мастер фокусов — Анатолий Неметов, успевший поработать в шоу самого короля поп-сцены Филиппа Киркорова.

— Куда выгоднее ездить со своими гастролями и выступать на частных вечеринках, — говорит он. — В советское время хоть денег на реквизит циркачам выделяли. А сейчас это такие смешные суммы, на которые и обручей-то не купишь…

Сколько стоит порезать женщину?

К слову, реквизит в магическом деле — одна из важнейших составляющих. Ведь на одной ловкости рук далеко не уедешь. Опытные иллюзионисты поговаривают, что хорошее оборудование — 50% успеха фокусника.

Микромагам проще. Карты, веревочки, шарики — реквизит стоит сравнительно не дорого: на все про все может уйти от 1000 рублей до 3000. А вот серьезное оборудование для публичных выступлений перед большим количеством народа делается на заказ и стоит соответственно.

— Комплект реквизита для разрезания человека нужно заказывать у мастера, — рассказывает Анатолий Неметов, с которым мы тоже встречаемся в одном из столичных кафе. — Стоит он около 20—30 тысяч евро. Если везти из-за границы, это обойдется еще дороже. Это только один номер. А оборудования для протыкания женщины мечом? А еще ведь зарплату ассистенткам надо платить!… Это тоже такое разорение…

Секс с невидимкой

Ассистенток у иллюзиониста Неметова целых три. Еще трое — ассистентов. Работают они сменами: кто-то участвует в одних гастрольных турах, кто-то в других. Мужчины выполняют силовые функции — выносят на сцену реквизит, меняют его между номерами, помогают собрать и разобрать оборудование во время гастролей.

А вот дамы фокуснику нужны для работы непосредственно на сцене.

— Девушки всегда участвуют в представлении, — говорит Анатолий. — Так уж повелось. Традиция. Их протыкают мечами, пускают летать по воздуху, режут на части. И от игры ассистентки на сцене очень многое зависит: ведь помощницы тоже принимают участие в исполнении трюков.

Романтические отношения между иллюзионистом и его прекрасными пособницами не редкость. Чаще фокусник выступает в паре вместе со своей супругой. Однако, уверен Анатолий Неметов, такая работа ни к чему хорошему привести не может.

— Личные отношения могут повлиять на качество исполнения работы, — говорит он. — Скажем, поссорились вы или она обиделась, а трюк может из-за нервов легко сорваться. Должна была ассистентка исчезнуть, а взяла и со злости не сделала этого. Таких вещей, как срыв номера, допускать нельзя. Так что я со своими подопечными не сплю. Да и у них вряд ли такое желание появляется: я ведь очень требователен к своим сотрудницам, на сцене — самый настоящий тиран.

Интим с пользой

— А трюк с разрезанием — это обман зрения или бутафорские ноги? — интересуюсь я у Анатолия Неметова.

— Зачем вам знать? — улыбается он. — Неинтересно будет смотреть!..

Профессиональными секретами маги и волшебники со стажем не то что с журналистами, но и с коллегами по цеху делятся неохотно. В особенности если дело касается оригинальных авторских трюков, исполнить которые могут не все. Поэтому и школ фокусников в России практически нет. Разве что пара тренингов для совсем зеленых новичков.

По-настоящему профессии можно научиться, только лишь став учеником профессионального иллюзиониста.

— Вся информация передается лично из уст в уста, — говорит Владимир Жминько. — Трюки учитель показывает ученику только в самой секретной обстановке.

От плагиата, правда, не застрахован никто.

— Вражеские агенты подстерегают иллюзионистов практически всюду, — смеется Игорь Бурлин. — И охотятся они за теми трюками, которые придумал сам фокусник. Я, например, креативностью не отличаюсь, но парочка фирменных номеров у меня в запасе есть. Так вот однажды выступил на вечеринке, и подробное описание одного из фокусов, который я там показал, потом обнаружил в Интернете на форуме фокусников. Кто-то затесался в кафе между зрителей, подсмотрел за номером и вычислил, как я его исполняю…

Ловкость рук и никакого мошенничества…

— А деньги у тебя есть? — спрашивает Владимир, когда наш с ним разговор уже подходит к концу.

Я пожимаю плечами. Исчезнет сотня-другая в ловких руках мастера — и ищи-свищи денежки по всему ресторану.

— А сколько надо? — я опасливо посматриваю на собеседника.

— Ну, рублей 50… Только одной бумажкой.

Неохотно роюсь в карманах и извлекаю купюру. Владимир, в свою очередь, достает из кошелька обыкновенную зеленую десятку. Обе бумажки мы складываем вшестеро, но так, чтобы цифры 50 × 10 были видны. Десятку Владимир забирает, а 50 рублей остаются у меня в ладошке. Момент… и у меня в руке только чирик, а Вова уже вертит в руках голубой пятидесяткой.

Деньги фокусник мне возвращает. Однако я успеваю всерьез испугаться за собственный кошелек.

— Это еще что, вот когда я рву на сцене чужие тысячи, чтобы превратить их в пятитысячные купюры, с людьми истерики случаются, — смеется Вова. — А эти фокусы ведь для публики представляют наибольший интерес. И запоминаются лучше… Любит народ деньги. Но из-за подобных трюков за фокусниками закрепилась дурная слава. В кафе, где я показываю фокусы, иногда даже отказываются принимать деньги к оплате. Боятся, а вдруг я что-нибудь нахимичу? Но ведь это всего лишь фокусы, иллюзии… Фокусник — это не шулер, а артист. Такой же, как ведущий и тамада на свадьбе. Как говорится, ловкость рук и никакого мошенничества!

Ну и слейт с ними!

В столице появились фокусники, которые за свои выступления денег не берут. Это слейтеры — любители карточных манипуляций. Они сами придумывают для себя фокусы и трюки и делают это ради собственного удовольствия.

Слейтеры часто собираются вместе и проводят турниры. Смысл таких соревнований прост: тот, кто лучше исполнил трюк или придумал оригинальное выступление, побеждает.

Слово slate в переводе с английского означает: скользить или манипулировать. Термин слейтинг появился в России не так давно — всего 4—5 лет назад.

Метод проб и ошибок

Ошибаются фокусники нечасто. Но и такое на сцене случается. Выходят из ситуации все иллюзионисты по-разному.

Хорошему магу под силу импровизация. Тем более что, как правило, утверждают опытные трюкачи, люди и не замечают подвоха: ведь как на самом деле исполняется фокус, они не знают. Если же произошла какая-то серьезная ситуация и импровизацией выступлению не поможешь, можно попробовать повторить коронный номер.

— Однажды на гастролях в Тольятти прямо на сцене со мной произошло ЧП, — рассказывает Владимир Жминько. — Специальная фокусная колода карт рассыпалась на сцене. А ведь все карты должны лежать в определенном порядке. Иначе фокусы не получатся. Пришлось показывать дважды левитацию предметов, якобы на бис. Публика ничего не заметила, а я всерьез испугался за свою репутацию.

Елизавета Серьгина

947


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95