Словно в ответ на призыв психолога Олега Калины к не в меру строгим родителям — ослабить контроль и дать больше свободы взрослеющим детям хотя бы во время каникул, — в редакцию пришло письмо от мамы, которая впервые решилась предоставить такую возможность своему сыну. И вот что из этого вышло…
...Сын мой в детский сад не ходил, в лагеря отдыха никогда не ездил, каждое лето проводил на даче с бабушкой. А тут знакомые рассказали, как их дети провели прошлое лето в Карелии, в «Школе первобытных ремесел», которую организовали петрозаводские археологи и педагоги, и я решила отправить туда своего ребенка. Тринадцать годков уже, пора отрываться от мамы. Но сын вдруг заупрямился: поеду или с тобой, или с другом. В результате в поезд загрузились все — и мама, и сын, и дачный приятель.
Нас завезли в глухое место Беломорского района, на Сумозеро. Деревень вокруг нет, электричества тоже. На берегу уже стояли чумы для вечерних посиделок, сколочены длинные лавки и столы, поражал размерами хозблок, набитый продуктами и реквизитом для игр.
Жили мы в палатках. Дети сами готовили еду на костре, повар только руководил процессом. После завтрака отряды расходились по мастерским, где инструкторы обучали ребят отливать изделия из металла, выжигать по дереву, мастерить каменные ножи, наконечники для дротиков и стрелы. А еще строить макеты первобытных жилищ и плести ленточки, которые древние скандинавские мужчины повязывали на голову. Все мальчишки, конечно, тут же себе их наплели и на головы накрутили.
Кропотливо шлифовать древки стрел нужно было только до обеда. Во второй половине дня начинались спортивные игры и соревнования. Мы стреляли из луков, метали копья, состязались, чья команда быстрее проплывет, сидя на бревне.
А однажды все отряды превратились в первобытных аборигенов. Ребята «воевали» с соседними племенами, крали их девчонок «в жены», охраняли собственных идолов и пытались отнять чужих.
Я боялась, что игра в войнушку захватит мальчишек так, что они уже не выйдут из роли жестоких воинов. Но судьи объявили, что наше «племя» показало себя самым мирным. Оно не «лишило жизни» ни одного воина. И мы оказались знатными купцами: удачнее всех обменивались товарами.
Потом был конкурс на лучшего рыбака, и поход по болоту, где мы набрали ведро черники, и сплав по порожистой реке на надувных плотах. И костры, и походные песни под гитару. Сын сказал: «Вот это да, каждый день какие-нибудь приключения!»
…Я перебираю фотографии и думаю: что лагерь дал моему сыну? Новые знания и навыки. В экстремальной ситуации он уже не растеряется.
Во время соревнований дальше всех метнув толстое полено, мой ребенок обнаружил, что он самый сильный в группе. И взглянул на себя другими глазами. Понял, что раз он такой, то должен выполнять самую тяжелую работу, помогает мне теперь таскать увесистые сумки.
Прожив две недели в палатке с другом, а не с мамой, сын стал самостоятельнее в быту. Не «мамкает» больше, старается все свои проблемы решать сам.
А я узнала, что мой ребенок, оказывается, может выполнять кропотливую работу. Настойчиво и усердно, потому что не хочет быть хуже других. И моментально бросается на выручку друзьям, когда нужна помощь. Во время рафтинга один мальчик упал с плота в воду, и мой сын первым кинулся его спасать. Честно говоря, он меня сильно удивил.
Матвеева Марина