Кирилл Серебренников и... Алексей Попогребский попадут в разряд киноаутсайдеров?
Похоже, сбываются самые пессимистические прогнозы в отношении будущего отечественного кино. Вступило в силу постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1216: «Об утверждении Правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий на поддержку кинематографии».
Для людей с воображением сухой канцелярский формуляр сильно напоминает дамоклов меч.
Новоиспеченному Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии выдадут сумму немногим менее трех миллиардов рублей. На эти деньги фонд профинансирует особенно ценностные ленты. Любопытно, что в постановлении их именуют «художественными полнометражными национальными фильмами — лидерами отечественного кинопроизводства». То есть фильмов-то еще и в помине нет, но они уже «национальные и художественные лидеры». Ну фонду и правительству виднее.
Далее еще интереснее. Сумма в менее чем 850 миллионов рублей будет распределена между всеми остальными участниками кинопроцесса: «организациями кинематографии, осуществляющими производство и прокат фильмов для детей и юношества, дебютных, авторских и экспериментальных художественных национальных фильмов, киножурналов, документальных и научно-популярных, анимационных фильмов».
Еще недавно на весь этот кинематографический поток выделялось более чем два с половиной миллиарда рублей. Благодаря госфинансированию в последнее время снимается более 350 неигровых картин, около полусотни анимационных (начато производство и полнометражных картин), выпускается 10 киножурналов! Новое постановление означает крах для авторского и всего неигрового кино, без которого невозможно существование национальной кинематографии.
У нас ежегодно снимается около 30 дебютов. И если российское кино представлено на зарубежных кинофестивалях, то все это — работы представителей «новой кинематографической волны». Хлебников и Попогребский, Герман-младший и Хржановский-младший, Гай Германика и Мизгирев, Серебренников и Сигарев... Они участники и призеры крупнейших международных смотров в Локарно, Венеции, Риме, Каннах, Берлине, Торонто, Карловых Варах. Что будет с начинающими и уже состоявшимися молодыми режиссерами и их независимыми продюсерами? Идти на поклон в фонд?
А что такое этот фонд? Вот его на скорую руку слепили, но где эксперты, разбирающиеся в тонкостях кинопроизводства специалисты? Где точно прописанные схемы получения поддержки? Какие фильмы ждет от кинематографистов государство, сумет ли эту задачу сформулировать фонд? И кто ответит, если стекшие с царского плеча миллиарды рассеются в тумане нерентабельных «малоценностных» киноработ?
Между прочим, и в предыдущем, 2009 году кинематографисты на создание новых игровых проектов финансирование практически не получили. Все ждали, как у нас водится, новой метлы — фонда, который пыль не нужного государству кино повыметет. Так что кинематографисты и так уже сэкономили для страны и ее дочернего фонда миллионы.
Когда наверху пообещали финансирование увеличить чуть ли не вдвое, киношники радовались как дети. Забыли, наивные, про страшное китайское проклятие: «Чтоб тебе жить во время перемен!» Вот и дожили.
Лариса Малюкова