Дети рождаются беззащитными. Они всегда рядом с нами.
Вы защищаете тех, кто рядом с Вами?.. Все дети нуждаются в заботе и понимании.
Детей не надо воспитывать — с детьми надо дружить…
Первое. На хамство никогда не надо отвечать хамством — скорее наоборот: сохраняйте вежливость и корректность, спокойствие и ровность. Может быть, хам и одумается.
Второе. Давайте беречь наших детей. Запомним: наши дети — лучшие дети, ибо других у нас нет…
Третье. У каждого из нас есть свой круг общения.
Четвёртое. Продолжим любить и уважать друг друга. И запомним, что нас родили папы и мамы для радости. Постараемся жить радостно, радуя себя и тех, кто рядом с нами.
Есть такое прекрасное слово: великодушие. К сожалению, в последние годы многие забывают о великодушии и радушии, деликатности и тактичности, доброжелательности и неравнодушии…
Стремление!
Вот малыш. Он стремится к познанию, к пониманию своего места в этом мире. Он стремится к дружбе и любви — и к тому, чтобы жить в ладу с окружающим миром.
Многие дети — фантазёры, мечтатели.
Они любят играть в волшебников.
Они верят в волшебство.
Они обожают сказки с добрым, хорошим финалом.
И им, детям, кажется, что и жизнь так пойдёт — будет всё интереснее, интереснее и насыщеннее...
А жизнь поступает иначе. Сопротивляется. И в этом стремлении к лучшему жизнь многих сбрасывает, удаляет, скидывает.
И людям приходится подниматься — и начинать всё снова, снова и снова... Почти как в спорте, когда тебя снимают с дистанции.
Человеку свойственно всё время себя проверять — на что он способен.
У этого канатоходца есть страховка. Сорвётся — помогут.
В жизни часто страховка, к сожалению, отсутствует. Детей страхуют родители.
А потом, когда мы становимся взрослыми, мы должны страховать себя сами. Никакое страховое агентство нам не поможет.
К чему стремиться?
Зачем стремиться?
У человека стремлений каждый день наполнен особым смыслом: он проснулся и знает, чего хочет добиться в осуществлении своих стремлений.
Недавно меня познакомили с человеком, который успешно занимается педагогикой. Назову его Евгением Николаевичем.
— В детстве я был ребёнком сложным, — так рассказал мне Евгений Николаевич. — Средне учился, ибо ненавидел школу. В педагогический, правда, пошёл сознательно. Первый раз не поступил, лишь с третьей попытки одолел.
Пришёл в школу, — продолжал Евгений Николаевич, — и боялся детей. А потом нашёл рецепт: надо просто вспоминать собственное детство. И поступать с детьми так, как тебе хотелось бы, чтобы в своё время взрослые поступали с тобой, когда ты был ребёнком.
Я перестал ругать ребят. Я никому и никогда не ставил двоек, да и тройками старался не награждать. Если мальчик или девочка чего-то не знают, это же мой брак, педагогический. Или генетический брак, от родителей. Ну, не передали малышу тяги к обучению.
Я старался сделать так, чтобы на моих уроках, да и после уроков, когда я общаюсь с детьми, как можно чаще звучал смех.
Каждый день я прививаю детям, которых учу, чувство радости жизни, радости открытия. Я же хорошо понимаю: если поставлю двойку, тройку, то ребёнок либо постарается утаить это от родителей, либо ему попадёт от родителей. Зачем? Не надо. Детство должно быть радостным.
Здесь Евгений Николаевич снова сделал большую паузу.
— И вы знаете, помогло. Здорово помогло! Я постарался у каждого ребёнка пробудить стремление к чему-нибудь: к спорту, театру, моделированию, музыке, технике, военному делу…
Кого-то я увлёк растениями, и он на подоконнике открыл ботанический сад. Кто-то стал заниматься моделированием одежды. А кто-то увлёкся кулинарией... Это очень важно — чтобы у человека был интерес к любопытному делу, и чтобы можно было посмотреть итог, результат.
Сложнее всего получалось с детьми из неблагополучных семей, где папа и мама алкоголики, а и такие дети у меня были. И с одним из школьников мы договорились (он учился в девятом классе): будем вместе воздействовать, чтобы отучить их от алкоголизма, от пьянки, от водки. Два года шла борьба — и получилось. Мальчик тот потом поступил в медицинский — и стал бороться с алкоголиками, и довольно успешно. Я себе это в плюс поставил.
Мы всё время решаем вопросы... Только расправимся с одним — тут же появляется другой. Но когда есть стремление, то жить легче.
И с детьми в этом плане проще.
Ведь школьник всегда открыт новому — просто рутинная школа ребёнка губит. Мы, взрослые, губим, — подытожил Евгений Николаевич и грустно улыбнулся.
А ведь мой собеседник, школьный учитель, прав.
Помню, в тот вечер мы долго с ним просидели и выпили не одну чашку чая. Он с восторгом рассказывал мне о том, как удавалось пробудить стремление у юного человека.
Для чего я это пишу?
А задумайтесь, к чему у Вас есть стремление? Есть ли оно? Если оно отсутствует, как его пробудить?
Знаю, если Вы обнаружите своё стремление и начнёте стремиться – жизнь станет лучше. Попробуйте!
Вроде мы все стремимся к хорошей жизни. Стремимся – или хотим её? Пожалуй, второе: хотим! Ибо если стремиться, то надо многое делать.
Итак, я призываю Вас:
- стремиться к новому;
- улучшать жизнь – свою и тех, кто рядом с Вами;
- стремиться, несмотря ни на что и вопреки всему: как бы ни было Вам тяжело, всё равно действовать, ибо так жить интереснее.
Да здравствует наше стремление, наша устремлённость!
Давайте поддерживать друг друга, что так важно в наше сложное, тревожное и порой нестабильное время.
Мы можем чувствовать друг друга. Не стоит закрываться. Постарайтесь быть открытым человеком.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян