Сегодняшние малыши учатся обращаться со смартфоном и планшетом раньше, чем с карандашом и ручкой. И даже не начав толком говорить. Однако удовлетворять детскую страсть к познанию современных технических средств нужно правильно.
Как и когда знакомить ребёнка с гаджетами, рассказала старший методист московского Городского психолого-педагогического центра Ирина Вшивкова.
Брошенные или зависимые?
— Прежде всего хочу заметить: причиной того, что дети прилипают к экранам мониторов, часто становится банальная родительская лень, нежелание организовать для ребёнка интересный досуг. Поэтому придя с работы или приведя ребёнка из детского сада, мама сразу включает телевизор или компьютер — чтобы отдохнуть после рабочего дня, а непоседливое чадо ей при этом не мешало. А потом сетуют на то, что дети безнадёжно больны компьютерной зависимостью, не вылезают из интернета. Однако исследования показывают: стоит только детям предложить что-то увлекательное, и зависимости как не бывало! Прошлым летом среди ребят 6-14 лет, которые отдыхали в загородном лагере, провели опрос: «Реально ли прожить лето без телевизора и компьютера?». Ответы обескуражили многих родителей. Оказывается, впадают в зависимость от интернета и компьютера дети исключительно дома, а в лагере предпочитают другие занятия и развлечения, несмотря на то, что приезжают туда с мобильными телефонами и планшетами, имеют доступ к интернету.
Надо признать, что современные гаджеты помогают нашим детям быстрее развиваться: совершенствовать мелкую моторику, развивать пространственное мышление, логику, изучать иностранные языки и т. д. Ещё 10-15 лет назад маме, чтобы показать малышу, чем курочка отличается от утки или кто такой телёнок, надо было организовать поездку в деревню или поход в зоопарк (а он есть не в каждом городе). Теперь же есть онлайн-зоопарк: ребёнок может не только рассмотреть животных, но и послушать, как они «говорят». Причём познакомиться даже с теми, которые уже давно не живут на Земле.
Когда разрешить?
Получается, что без техники трудно существовать в современном мире. Но, чтобы она не мешала жить полноценно, ею надо пользоваться с умом.
С какого возраста можно разрешать ребёнку пользоваться телефоном, компьютером или планшетом? Очевидно, когда он проявил первый интерес. Запретный плод сладок. Если вы будете отгонять ребёнка от компьютера, планшета или смартфона, его тяга к ним только усилится. В итоге это может закончиться примерно так: «У меня любознательный сынуля 7 лет решил проверить, какая техника и как работает под водой. Причём задачу по ходу дела усложнил: с зарядкой или без она будет работать. К счастью, когда он потянул к воде телефон, подключенный к зарядке провод выскочил. И телефон упал в воду уже не подключенный к сети. Дома, естественно, никого не было. Хорошо, провод легко выскакивал из телефона. В итоге эксперимент завершился без ЧП. Сын теперь знает: под водой телефон не работает. Огорчает одно: если бы сами об этом заранее рассказали сыну, не пришлось бы покупать новый телефон». Обратите внимание на фразу — «провод легко выскакивал из телефона». А если бы не выскочил?
Так что чем любознательнее ваш малыш, тем раньше придётся организовать знакомство с техникой — и тот, и другая будут сохраннее. Очевидно, что чем больше сами родители пользуются разными устройствами, тем быстрее проявит к ним интерес и ребёнок.
Чему учить?
Однако знакомство не означает сразу полноценное использование.
Телефон. Можно учить пользоваться им малыша, как только он научится держать его в руках, нажимать на кнопки и говорить, куда надо. Но не для того, чтобы он мог самостоятельно себя развлекать, используя игровые приложения, а прежде всего в целях безопасности и личного спокойствия. Научите его звонить близким или отвечать на звонки родителей. Важно при этом, чтобы набор был одной кнопкой. Иногда этот навык может помочь в беде. Например, ребёнок сможет позвонить близким, скажем, если бабушке, которая с ним сидит, стало плохо. И такие случаи были.
Телевизор. Если есть возможность настроить детский режим включения, то с 2 лет можно доверить малышу право пользоваться телевизором и пультом. Это не означает, что с этого времени ребёнок сможет смотреть мультики сколько угодно. Но зато вы сможете подольше поваляться в постели в выходные, если ваш малыш просыпается раньше вас и начинает требовать развлечений.
Компьютер. Учить обращаться с ним в качестве зрителя можно малышей с полутора лет, в качестве пользователя — после 2 лет. Но опять же, лучше всё же использовать компьютер для развития, а не отвлечения и «обезвреживания» малыша, пока родители заняты.
Игровые устройства (приставки, планшеты и т.д.). Не стоит покупать детям раньше 4-5 лет. Да, многие игры содержат обучающие и развивающие элементы. Но чем позже вы приобщите к ним ребёнка, тем лучше.
Как правильно приобщать ребёнка к гаджетам?
Начните с правил: что можно делать, как включать/выключать, куда нажимать, что открывать и т. д.
Чередуйте обучающие игры с играми-развлечениями. Каждую игру желательно сначала протестировать на себе взрослому, чтобы оценить возможное влияние на ребёнка.
Строго контролируйте время, которое ребёнок проводит перед компьютером или планшетом. Пару раз уступив просьбам типа «Ну ещё чуть-чуть», «Ну ещё десять минуток», вы загоните себя в ловушку. Просьбы превратятся в истерики.
Одновременно показывайте, как совмещать гаджет с живым общением (позвонили бабушке по скайпу и пригласили её в гости) и досугом (поискать в интернете вместе рецепты для вкусной пиццы или пирога).
Выбирая игровые приставки и устройства, отдавайте предпочтения тем, в которых для победы надо научиться делать точные движения или активно двигаться во время игры.
Юлия Борта