Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Дети-изгои

Реальность или миф

Готов поспорить, что у всех в классе или в группе сада был ребёнок, который всех обижал, отнимал игрушки или даже бил.

В моём случае был мальчик. Его звали и зовут Миша М.

В школе он не был прилежным учеником, много чего не делал, плохо себя вёл, задирал девочек и дрался с мальчиками. Миша обманывал, юлил, обзывался. Он даже воровал мои соки, которые я покупал себе на перемене.  Но этого я не знал, до того момента, о котором хочу рассказать.

Во втором или третьем классе мне родители начали давать деньги, чтобы я смог себе что-то купить, если проголодаюсь или когда меня будет мучить жажда. Я всегда брал два пакетика сока, один себе, а другой младшему брату. Так продолжалось несколько месяцев: я покупал и отдавал брату. Но в один прекрасный день (а он, конечно же, не был прекрасным) я стал замечать, что мой презент брату пропадает. Это заметил и сам брат. Я думал, что, покупая два пакетика, я один оставляю на прилавке, т.к. я всегда был немого рассеянным или просто не доносил до второго этажа, где находился наш класс. Но сотрудница в столовой подтверждала, что я брал два, а куда исчезает второй, понятия не имела.  После пятой покупки я прекратил эту традицию терять соки, потому что перестал их покупать.

Урок за уроком, день за днём, год за годом уходили в прошлое, и история про соки давным-давно забылась. До очередного прекрасного дня.

Это был пятый класс. Осень. Мы перешли в среднюю школу, начали ходить к учителям-предметникам, такие важные и независимые.  

В этот день у моей подруги украли большую сумму денег. Она всё обыскала, оббежала. Где только мог я ей помог, но тщетно. Денег нет.

Она принялась плакать, т.к. понимала, что её родителям придётся возмещать сумму, которую украли, ибо деньги были не её личные, а общие.

Шумиха докатилась до завуча по учебной части.

Это был русский язык, мы находились на четвёртом этаже, когда вошла завуч и спросила, кто украл деньги. Большинство моих одноклассников и не знали о таком событии, но никто не встал и не признался.

Почему именно в нашем классе завёлся «вор»? Спросил я сам себя. И тут же ответил. Только мы знаем, кто собирает деньги, какая будет сумма и в какой день.

После того, как завуч разъяснила ситуацию всем, учитель русского языка и литературы произнесла гениальную фразу:

- Ну что, мне очень прискорбно это произносить, но раз такое дело, давайте тогда раздевать мальчиков до трусов, а потом девочек.

Вот старая извращенка-то. Хорошо, что её завуч остановила.

Осмотрев класс, она выбрала меня, чтобы я помог ей. Видимо я уже тогда внушал доверие.

- У тебя будет важное поручение: оббеги школу и заглядывай в каждый угол, просмотри каждый сантиметр, заходи в мужские и женские туалеты (в моё школьное время мальчикам запрещено было заходить в дамские комнаты). Если кто-то спросит, ничего не говори.

И я помчался. С пятого этажа вниз. Каждый угол, каждый закуток, каждая щёлочка были мной проверены. Я не ленился и смотрел даже за коробкой радиатора.

Каким было моё удивление, когда я добрался до мужского туалета на втором этаже, где был наш класс в начальной школе.

За защитной коробкой я увидел стоящие в ряд пропавшие яблочные соки, которые покупал своему братцу.  В этот момент я ощутил целую гамму чувств: радость от находки, удовлетворение от раскрытия тайны, грусть, что они не дошли до адресата, раздражение, что их кто-то у меня брал и прятал сюда! Не ел, не пил, а именно прятал.

Соки-соками, а деньги искать надо.

Добравшись до первого этажа, где находилась раздевалка учеников начальной школы и учеников старшей и средней школы, я методично осматривал каждую куртку. Возможно, я уже не помню, засовывал руки в карманы чужих курток. Если же такое и было, то я точно ничего оттуда не брал – не моё это.

В раздевался начальных классов я заметил странную вещь: девичьи сапоги, а в одном из них шапка. Странно как-то. Подняв шапку, я обнаружил цель своих поисков – деньги.

Mission is completed.

Человек, который украл деньги, был Миша М. Об этом знали все. Ещё до того момента, как я пустился на поиски по всей школе.  Но не пойман – не вор.

На родительском собрании были его родители. Со слов моей маман, они тихие и уравновешенные. Невозможно было подумать, что именно их сын совершит такое злодеяние. Мишина мама плакала, а отец сообщил всем, что сын ему дома признался.

Конечно же, он покинул школу. Что с ним случилось – я не знаю. Мы с ним с тех пор не общались. Но я на него не злюсь, а, наверное, даже благодарен за то, что он дал мне шанс почувствовать себя детективом. Хоть на пару часов, но настоящим детективом-ребёнком, который ищет-ищет и находит. Возможно, именно после этого случая во мне и появилась тяга к детективным романам.

Миша был хорошим мальчиком. Правда. Но в нём, как говорят педагоги и психологи, была «заноза», которую никто то ли не видел, то ли не хотел вытаскивать, поэтому он себя так вёл.

На четвёртом курсе я был полноценным воспитателем в подготовительной группе на свой очередной практике.

Придя в группу, я начал знакомиться с детьми, и там тоже был свой местный «Миша М.». Его звали и зовут Паша.

Безумно милый и симпатичный мальчик, который, между прочим, был очень сообразительным. Ростом не велик, но задирист.

Если что-то где-то сломано, то это сделал Паша. Без суда и следствия – Паша.

То и дело слышал от воспитателей и помощника воспитателя:

- Паша-Паша-Паша-Паша. Хватит. Уйди. Отойди. Не лезь.

А дети, его односадовцы, повторяли за воспитателями:

- Ой, это Паша сделал.

- Да, Паша у нас такой.

Я насколько к нему проникся, мне было так его жаль за эту несправедливость.

Помню был случай. Часто такое случается: играют дети, к ним идёт взбудораживатель общественного спокойствия – Павел и кто-нибудь ещё, и эти двое начинают отнимать игрушки (к примеру). Услышав ахи и охи детей, воспитатель произносит:

- Паша, ушёл оттуда. Дай детям поиграть.

Но ведь виновен не только Паша, но и его сообщник, который был с ним, который так же, как и он, отнимал игрушки, а заметили только его.

Хочу сразу сказать, воспитатели все профессионалы. Ни разу не видел, чтобы воспитатели не любили свою профессию, не любили детей. Если вы думаете, что воспитатели бьют ваших детей в саду, то не водите их в сад. Делов-то. Но об отношениях родителей к воспитателям и детскому саду, я напишу потом. Вернёмся к Паше.

Несмотря на то, что все знают, кто такой Паша и что он может. Он не является изгоем в группе. Дети (по социометрии, которую я проводил, чтобы узнать о взаимоотношениях в группе) его выбирали и готовы были пригласить на свой день рождения (такая легенда была).

Спустя пару лет ту же картину я увидел в актуальном саду.

Два мальчика, как «Миша М.» и «Паша». Один в младшей группе, другой в старшей.

Давайте начну с младшего. Его зовут Эдик (имя я изменил).

Если вы когда-нибудь видели изображения ангелов, то внешне Эдик очень похож на них: светловолосый, голубоглазый, с круглым лицом и видными щеками. Похож на девочку, если честно.

Когда я пришёл первый раз в группу, он валялся на полу и никого не слушался. Я подумал про себя: «Какая капризная девочка Настя». Имя Настя ему подходило. А потом меня воспитатели порадовали, сказали, что это мальчик – Эдик. Я был в шоке. Теперь этот Эдик быстрее всех бежит ко мне, когда я прихожу в группу.

В начале моей трудовой деятельности, именно деятельности, т.к. то, что я делал, «работой» невозможно назвать, он толкался, пинался, дрался и злился, показывал «факи», говорил: «Ты плохой» и т.д. Везде, кроме моих занятий.

Что удивительно: Эдик очень сообразительный. На любой вопрос знает ответ, здоровается и прощается, первый, кто выучил моё имя и отчество. Всё хорошо, но проблемы есть с дисциплиной.

На физкультуре он всегда впереди планеты всей. Поэтому я слежу за ним, чтобы он никого не убил и не покалечил. Но бывают и приступы агрессии. На одно из занятий он вломил такую оплеуху парню, что я, во-первых, не ожидал этого, а во-вторых, не успел бы подбежать и предотвратить что-либо.

Был случай, когда я помогал переодевать малышей (обычно всех сотрудников, кто свободен, просят помочь в переодевании ребят). Эдик переоделся первый, а я стоял в проходе – мешал ему.

- Витаий Юич, я могу пройти? – услышал я.

Я удивился, потому что каждый педсовет слышно: «Эдик такой, Эдик сякой». А родители младшей группы требуют перевести ребёнка, вызвать психолога, чтобы он с ним поработал.

Воспитатели рассказывают:

- Представляешь, что Эдик учудил? Он выдал: «Да тебя моя мама на кусочки порвёт и тебя тоже», - обращаясь к помощнику воспитателя, которая просто проходила мимо.

Эдик – хороший мальчик, немного разбалован, но…

О «но» чуть позже.

Шестилетний мальчик – Ролан (имя тоже изменил).

Тоже блондин, голубоглазый, сообразительный.

Может все голубоглазые блондины – фурии? Что ж. Это только гипотеза, которую нужно ещё доказать.

Ролан ходит в старшую группу. Его недавно перевели из другого детского сада.

За свои шесть лет он сменил уже 3 детских сада. В последнем на прогулке убил голубя камнем.

Теперь этот милый ангелочек у нас.

На первой неделе он был наказан, сидел на стуле, а воспитатель проводила беседу с ним (дальше беседы у воспитателей нет полномочий), он начал царапать себе руки ногтями и сказал воспитателю:

- Я скажу, что это ты.

Зачем? Да всё просто. Он знает, что физические наказания запрещены в саду, а если педагог это сделает, то его уволят. Вот он и решил «уволить» воспитателя.

За час до моего прихода послал заведующую на три буквы, угрожал детям. И это всё в первый день.

На протяжении нескольких месяцев он начал немного меняться и привык и к детям, и к саду, и к воспитателям.

Я заметил, что для него ценно внимание, которое на него обращают. Именно поэтому он берёт игрушки с полки, когда проходит мимо (если занятие проходит в группе сада), может подтолкнуть, чтобы на него нажаловались, трогает конусы, вокруг которых  ходят дети и которые нельзя трогать, и много разных «поэтому».

Он бывает агрессивным. Как и Эдик, может вломить кому-нибудь ни с того ни с сего. Но в то же время он очень добрый и обходительный. Если у воспитателя что-то выпадет из рук, и он тот, кто ближе всех сидит, даже если наказан, он всё равно встанет, поднимет и подаст.

Он помогает детям на занятиях, если сделал сам и у него есть свободное время.

Он, так же, как и Паша, не является изгоем у детей. Как я это понял?

На соревнованиях между детьми старшей группы они болеют за него, называя его по имени, подбодряя. По нему видно, что он не может подвести людей, которые в него верят, которые за него переживают и болеют.

Да, он всех задирает. Да, может ударить. Но это не повод, чтобы его ставить на учёт в полиции, как этого требуют родители.

На днях увидел ту же ситуацию, что была с Пашей. Ролан и ещё один мальчик подошли и стали мешать играть. Что сделал воспитатель? Сделала замечание только Ролану.

Эти дети стали козлами отпущения у педагогов и соответственно у детей, т.к. примером для них является воспитатель (на этот возрастной период).

Я думаю, что Ролан вырастет очень хорошим парнем. Я в этом уверен. По нему видно. А что касается Эдика, то он даст ещё всем… форы.

Причины поведения таких детей ясны как день. Это всё из семьи.

Где ребёнок может услышать фразу и понять её смысл: «Порву тебя на кусочки»? Дома. Либо родители ругаются, либо они позволяют смотреть фильмы 16+

У Паши, например, не было отца. Пф. Не было отца. Кого этим удивишь. Но мама и бабушка, которые его воспитывают, вообще об отце не говорят. Некоторые видятся с ними или хотя бы слышали, знают по фотографии. В Пашином же случае такого нет. Взрослые просто вычеркнули из жизни ребёнка папу. Так они решили. Удаляя важную составляющую из жизни мальчика, они, возможно, и поместили эту «занозу».

У Эдика властная мама и не очень решительный папа. Поэтому Эдик и командует женщинами, защищая отца. Так сказать мстит им.

У Ролана тоже проблемы в семье. Может, правда, а может, и нет, но его отца тоже наказывали, и папа сидел, только не на стульчике, как дети в саду.

У всех этих детей агрессия к внешнему миру. Такая вот «заноза». Педагоги могут лишь размягчить эту «занозу», а вытащить смогут только родители.

 

P.S. Все вышеописанные выводы - это мое субъективное мнение, оно может быть и неверным, но и эту гипотезу стоит проверить.

710


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95