Я никогда в жизни не преподавал физкультуру. Никому. Ни детям, ни взрослым. Поэтому мне было трудно опираться на собственный педагогический опыт.
Единственное, что я знал, – это теорию, которой меня обучили в университете.
Занятия по «Теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста» я посещал без особого желания, т.к. наш преподаватель, ныне покойная, читала либо одну и ту же лекцию, либо совсем отстранённый материал, не касающийся физкультуры вообще. Эта проблема не только моего конкретного факультета, но и бич всех уровней образования.
Наш преподаватель была отличным учёным, исследованиями которой руководствовались разные научные деятели при написании учебников для студентов средних профессиональных и высших учебных заведений. Она действительно много знала и много чему могла научить, но из-за проблем в семье она многое растеряла и стала просто пожилой женщиной, которую никто не любил из-за её «прибабахов».
В те моменты, когда лекция была лекцией, а семинарские и практические были семинарскими и практически, пусть они и длились минут 15 из положенных 90, я уяснил много для себя, что применяю сейчас на практике.
I. Одна и другая. Туда и сюда.
Часто я слышу от воспитателей и педагогов:
- Куда ты поставил ногу? Поставь другую сюда.
Скажите, где у вас, лично у вас, одна нога, а где другая? У меня, например, есть правая и левая.
Та же ситуация с «туда» и «сюда». Где они? Может быть ближе/дальше? Спереди/сзади? Вариантов много. Но легче же сказать «туда-сюда», «одну-другую».
Мне это мешает в работе. На протяжении месяца я долбил (именно «долбил» !!!) названия «право» и «лево» с детьми в старшей группе, где воспитанникам от 5 до 7 лет, они в этом году пойдут в школу, но не знают, где у них право, а где лево. Такая же ситуация в младшей и средней группах, но чуть легче, потому что там я учу детей, а не переучиваю.
До сих пор слышу слова своего педагога:
- Преподаватель физкультуры должен владеть словом лучше, чем преподаватель словесности.
И только сейчас, когда сам окунулся в это, понял, сколько мудрости в этой фразе.
II. Владение словом.
Один из моих знакомых спросил:
- А ты считаешь?
- Нет, - ответил я.
- А почему? Я бы только ради этого и устроился работать физруком. «И раз, и два, и три, и закончили».
Я не считаю на своих занятиях по нескольким причинам: 1. выполняя какое-либо движение, мы его должны делать осознанно, понимать, что делаем.
На занятиях я говорю:
- Вытянули руки в стороны, сжали ладони в кулаки. Покрутили кулачками вперёд-назад.
В этой фразе всё информативно. Каждое слово.
«Вытянули руки в стороны»
- «Вытянули» - в локтях руки не сгибаются, они должны быть прямые.
- «В стороны» - идёт ориентировка в пространстве (руки можно вытянуть в стороны, перед собой, вверх и т.д.).
«Сжали кисти рук в кулаки»
- «Сжали кисти рук» - можно раскрыть ладони, можно сжать их в кулаки. Кисти рук –самая подвижная часть, где расположены пальцы.
- «В кулаки» - сжатые вместе пальцы кисти.
Это может показаться смешным для взрослого, но для ребёнка является необходимостью.
1. «Дети глупенькие, несмышленые, пришли в этот мир и мало чего понимают и многого не знают, в том числе и себя…»
К трём годам они точно знают, что он – мальчик, а она – девочка, и чем они отличаются - тоже. Если вы думаете, что впервые вы дотронулись до гениталий другого человека только в подростковом возрасте, то вы ошибаетесь. Это произошло давным-давно… В детстве.
Но не о гениталиях я хочу рассказать.
Дети знают, где находится живот, т.к. он часто болит, они знают, где голова, рот и нос, т.к. они их видят. А спросите пятилетку: «Где у тебя желудок?» или «Где печень находится?». Не знают они.
Именно поэтому я не считаю на своих занятиях.
До сих пор не поняли почему?
Я помогаю детям изучить своё тело. Давайте приведу пример, чтобы легче было.
- Дети, поставили руки на пояс, ноги на ширине плеч, спина прямая. Крутим тазом в правую и левую сторону.
- Ха-ха, тазом, - услышал я.
- Остановились все. Руки опустили. Снова поставили на пояс. Найдите у себя косточки. (Если кто-то не может найти, я помогаю в поисках). Эта кость очень большая и называется тазовой костью. Поэтому эта часть тела называется «тазом».
Такого восторга я ещё не видел. Ведь им дали отгадку на вроде бы простую загадку.
2. Ускорение.
Моим воспитанникам нравятся упражнения с ускорением темпа. Когда считаешь, нет этого эффекта.
Например, упражнение с обручем.
И. п. (исходное положение) – сидя, ноги расставлены в стороны, руки подняты, обруч в руках.
Само упражнение:
- Опускаем обруч между ног, отпустили обруч, спрятали руки за спиной, взяли обруч, подняли вверх.
И с каждым разом я всё быстрее и быстрее повторяю это предложение.
Да, это трудно. Я много трачу энергии на выговаривание каждого действия. Да, под конец дня у меня болит горло и каша во рту. Но именно эти ощущения дают мне понять, что я выкладываюсь и отдаю себя полностью работе. Но не это главное. Главное – результат. А он в детях.
Когда считаешь, такого эффекта добиться нельзя.
3. Развитие внимания.
Повторяя каждое действие, я могу остановить на нужном мне, чтобы все воспитанники были в одном положении, не всегда им удобном.
Например, наклоны туловищем вперёд-назад.
- Наклонились вперёд-назад, вперёд-назад, вперёд… (те, кто машинально начали прогибаться, возвращаются). Все впереди, - говорит педагог. И все возвращаются в положение, которое нужно педагогу.
4. «Раз»
И последний аргумент – слова «раз» НЕТ!
III. ЗвОнят ихним дОговорам.
Когда я услышал эти слова из уст педагогов, меня передёрнуло. Они же педагоги! Априори должны говорить грамотно, знать правила и нормы орфоэпии.
Именно во время обучения курсу по ФИЗО я занялся русским языком, а точнее грамотным и правильным произношением слов.
Все те крупицы, которые мне дала мой преподаватель, я реализую на практике. Быть теоретиком – здорово, практиком быть трудно, а быть и теоретиком, и практиком – безумно.
Я даю себе отчёт в том, что я - молодой специалист, без опыта работы, без каких-либо наработок, без стажа, без званий. Я гол, как соко′л, но дети меня слушаются, дети меня слышат. И дети радуются, когда я прихожу к ним в группу. А видеть детские улыбки и полные интереса глаза – бесценно.