Невротические состояния школьников — проблема, которая приобретает все большую остроту. В последние годы число неврозов у школьников увеличилось в несколько раз. Почему? С чем это связано? Как помочь детям с невротическими состояниями? И что вообще представляют собой эти невротические состояния?
Постоянные стрессоры
В течение учебного года родители нередко приходят к психологам с одними и теми же жалобами: у ребенка ухудшилась память, он «куксится» или «бесится», не может себя контролировать, быстро устает, с трудом засыпает, плохо спит, капризничает, раздражается… Надежды родителей, что «само пройдет», не оправдываются. Попытки «взять строгостью» только усугубляют проблему.
Психолог Н.Завадская, директор «Центра образования по социальным проблемам», считает, что развитие детей в наши дни характеризуется несколькими факторами, нелегкими для ребенка: в психологии они носят название «постоянные стрессоры».
Первый — это особенности социокультурного устройства современного общества. Что имеется в виду? Сегодня общество ориентирует детей на быстроту восприятия и действия: «Кто не успел, тот опоздал!» Подростковая культура пропитана принципом «нет проблем», который предлагает снять, отбросить, забыть проблему, а не пережить ее, продумать, осмыслить. Невозможность эмоционального реагирования — прямая дорога к невротическому состоянию.
Второй негативный фактор тот, что в семьях широкое распространение получили нарушения детско-родительских отношений. Прежде всего речь идет об отсутствии эмоционального контакта между родителями и ребенком. Так как развивающейся личности ребенка, как младшеклассника, так и подростка, необходима эмоциональная поддержка родителей, то ее отсутствие можно отнести к основным причинам невротических отклонений. Среди семейных проблем специалисты называют такую, как отсутствие прочного, стабилизирующего влияния на детей отца. Даже в тех семьях, где есть отец, он не выполняет своей основной социальной роли — быть «защитой и опорой».
Третий «стрессор» — большое количество меняющихся воспитателей в раннем возрасте: няни, приходящие няни, воспитательницы в яслях и детском саду. Частая смена воспитателей нередко осложняется неравномерностью характера воспитания со стороны одного или обоих родителей.
В зависимости от настроения, от проблем на работе родители то активно занимаются воспитанием — ласковы с ребенком, интересуются его делами, проводят с ним много времени, то целиком уходят в собственные заботы. Ребенок, предрасположенный к невротическим реакциям, в таких условиях постоянно испытывает беспокойство, становится непослушным, а в школьные годы невротические состояния трансформируются в нарушения поведения.
Гнет несбывшихся надежд
Интенсивность обучения сегодня нарастает. При этом родители больше обращают внимание на формальную сторону учебы, на ее оценку и куда меньше внимания уделяют эмоциональному, творческому развитию самобытности ребенка.
Детские психологи согласны и в том, что для детей нелегок и преимущественный в наши дни способ обучения — «левополушарный», то есть логический, с недостатком образности, наглядности, практического приложения усвоенных «сухих знаний». Дети, воспринимающие мир прежде всего через чувства и образы, оказываются в трудной ситуации. От природы подверженные глубоким эмоциям, они мучительно переживают неуспех, становятся тревожными, беспокойными, а к подростковому возрасту переходят в разряд социально трудных.
На практике доказано, что при биологической предрасположенности ребенка к неврозам (то есть при нарушении эмоционально-волевой сферы, при неустойчивости функций организма) к девяти-десяти годам невротические проявления исчезают, но при условии спокойного, любящего воспитания, при котором ребенок воспринимается таким, какой он есть, а требования соответствуют его реальным возможностям.
Но нередко родители предъявляют к ребенку чрезмерные требования, возлагают на него собственные несбывшиеся надежды, усиленно контролируют и одновременно требуют самостоятельности. Да если еще на такой стиль воспитания накладываются семейные конфликты… Ребенок оказывается буквально в неразрешимой ситуации. Возникает невротическое состояние.
Последствия противоречий
Психологический механизм возникновения невротических состояний давно изучен: этот механизм «запускается» внутриличностным конфликтом.
Противоречия между обостренной потребностью в эмоциональном признании со стороны «значимых взрослых» и невозможностью ее удовлетворения провоцирует невротическое состояние, которое может перейти в истерический невроз.
Внутреннее противоречие между выраженным инстинктом самосохранения и слабостью защитных механизмов вызывает различные страхи, которые могут превратиться в фобический невроз.
Противоречия между чувством и долгом, эмоциональными и рациональными доводами вызывают различные навязчивые сомнения, мысли, движения, которые способны стать неврозом навязчивых состояний.
Типичные черты невротичных детей хорошо изучены. Особое внимание должен вызвать ребенок, если он:
— часто и как будто беспричинно плачет;
— отличается повышенной чувствительностью, ранимостью, легко расстраивается;
— не может постоять за себя;
— боязлив, всегда не уверен в себе;
— отличается частыми сменами настроения, капризами;
— плохо спит, просыпается от ночных кошмаров;
— проявляет невротические движения и действия: грызет ногти, теребит волосы, обкусывает кожу вокруг ногтей, «ломает пальцы» и т.д.;
— со страхом и нежеланием идет в школу.
Чтобы избежать отклонений
Что происходит, если невротические проявления в детском возрасте не компенсируются? Происходит то, что в подростковом возрасте невротические состояния переходят в нарушения поведения.
Специалисты считают, что до 15% подростков обычных школ страдают невротическими состояниями и даже неврозами. Но гораздо больший процент подростков отличаются отклонениями в поведении, корни которых уходят в невротические состояния предшествующих лет. Это подростки, которые оказались в сложной эмоциональной ситуации, которые в силу
В этом случае высокая степень психической напряженности, отрицательные эмоциональные переживания могут спровоцировать неожиданные поступки, которые подчас даже превосходят негативные формы поведения педагогически запущенных детей. Но такие проступки — следствие психологических проблем, с которыми ребенок не способен справиться. Если проблемы подростка не распознаются вовремя, складываются условия для дальнейших отклонений в поведении.
Иваницкая Елена