«Мир! Дружба! Жвачка!» – сериал о дружбе и взрослении в девяностые годы. Он уверенно эксплуатирует тренд на ностальгию, погружая зрителя в уютный мир летних каникул, но при этом не скатываясь до розовых соплей: реализма тут тоже хватает. Шоу начинается скорее как детское и комедийное, а в итоге серьёзно раскручивается до драмеди и просто драмы, затрагивая очень болезненные темы и где-то скатываясь чуть ли не в балабановщину. С одной стороны здесь – четверо довольно наивных подростков, «братство крыши», юные влюблённости, с другой – противостояние двух группировок, «крышующих» разные зоны города, борьба за влияние и совсем не детские проблемы детей и их родителей. Среди поднимающихся в сериале тем – ответственность за близких и не очень, сложные семейные отношения, посттравматическое стрессовое расстройство и многое, многое другое.
Сюжеты разыгрываются в хорошо знакомых советским и российским зрителям реалиях: вот гаражи и девятиэтажки, вот бабушки на лавочке у подъезда, а вот по телевизору неубиваемые «Ирония судьбы» и капитал-шоу «Поле чудес». Главные герои выбивают во дворе ковёр, самозабвенно подпевают, как могут, хиту Доктора Албана «It's My Life» и воротят нос от чайного гриба – многим будет нетрудно воскресить в памяти эти реалии, да что там воскресить! Кажется, в любом российском городе найдётся закуток, жизнь в котором продолжает течь по тем же законам и правилам, что 30 лет назад. Не меняются и люди, и методы воспитания детей: по-прежнему родители рассказывают детям про важность «терпения» и «преодоления», заставляя ходить в музыкальные школы и подкрепляя это «назидательными» историями о том, как когда-то аналогичным образом страдали их деды...
Рассказывая о «Мире! Дружбе! Жвачке!», сложно не сравнивать его со всеми возможными образчиками произведений на аналогичные темы: в первой серии, например, есть эпизод, напоминающий «Конец ***го мира»; папу одного из главных героев ласково кличут «дядей Фёдором»; Вовка временами неуловимо смахивает на Мишку из «Денискиных рассказов»; а ещё некоторые называют сериал «"Очень странными делами" на минималках», но это уж, честно говоря, совсем притянуто за уши. Следить за героями не надоедает, сюжет у проекта, что называется, крепко сбит, и истории рассказываются ненатужно, иногда здесь звучит мат – не слишком часто, но каждый раз обоснованно и «честно».
Добавляет колорита всему происходящему ловко составленный саундтрек, в котором переплелись современность и «совок», а Гречка и «Электрофорез» соседствуют с Таней Булановой, Шурой, Haddaway, Визбором и Таривердиевым. Автором большинства мелодий выступил Роман Литвинов, также известный как Mujuice, а вдобавок после просмотра в голове сам собой начинает назойливо звучать рефрен из одной известной песни: «Девяностые не вернутся никогда». Герои представляют собой наглядный срез разных социальных групп того времени – тут и прошедшие войну молодчики, и агрессивные кавказцы, и интеллигентный доцент кафедры литературы, и «хабалка» с рынка – но почти у каждого характер оказывается чуть более запутанным и неоднозначным, чем мы привыкли. Хватает неожиданных моментов: когда думаешь, что всё плохо и сюжет покатится по знакомой наклонной дорожке, внезапно выясняется, что ситуация не безнадёжна, катастрофа оборачивается незначительной стычкой, а музыка и литература, оказывается, способны в буквальном смысле спасать жизни.
Сериал представляет собой образчик довольно качественного кино, скроенного по мировым стандартам, и подарит тем, кто скучает по детству из девяностых, внушительную дозу радости и возможность окунуться в светлые тёплые дни, когда сходить в автосервис было целым приключением, а бесстрашие измерялось в том, способен ли ты зимой лизнуть качели. Ну и небольшой, но приятный плюс, отмеченный в интернете кем-то из зрителей – «спасибо за то, что дядю Алика играет не Саша Петров».
Татьяна Трейстер