Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Один Руффало хорошо, а два – ещё лучше

Рецензия на сериал Дерека Сиенфрэнса «Я знаю, что это правда»

Томас режет себе руку в общественной библиотеке как знак протеста против войны в Персидском заливе в надежде «исцелить нацию». Доминик страдает от потери первенца, разрушенного брака и трудно контролируемых вспышек гнева. Они – братья-близнецы, родившиеся с разницей в шесть минут, но в двух разных десятилетиях: первый появился на свет 31 декабря 1949 года, а второй следом – уже 1 января 1950-го (событие, естественно, удостоилось внимания прессы и было увековечено на первой странице местной газеты). Обоих братьев играет Марк Руффало, демонстрируя вершину своего актёрского мастерства. И это, пожалуй, самая главная причина, почему новый мини-сериал HBO «Я знаю, что это правда» не стоит пропускать.

6-серийный проект является экранизацией одноимённого бестселлера Уолли Ламба, адаптацией для экранов и постановкой всех эпизодов которого занялся режиссёр Дерек Сиенфрэнс. Мы прекрасно знаем Сиенфрэнса по фильмам «Валентинка» и «Место под соснами», так же как и знаем, что в любой его картине центральное место занимают эмоции, коих обычно целый океан, подобно тому, что окружает героев его же ленты с Фассбендером и Викандер. В «Я знаю, что это правда», своём первом телевизионном проекте, Сиенфрэнс остаётся верен себе: это шоу всерьёз собирается вырвать у вас последние остатки хорошего настроения, и если не разбить ваше сердце, то уж точно погрузить в глубокую депрессию.

Перед нами не просто история двух братьев с набором психических отклонений, а самая настоящая семейная сага, охватывающая сразу несколько временных отрезков. Основная сюжетная линия развивается в 90-х: братьям уже за сорок, у них умирает от рака мать, которую они оба сильно любили, именно тогда Томас отрезает себе руку. У Томаса параноидальная шизофрения, вдобавок он ещё и религиозный фанатик. Доминик всю свою жизнь пытался присмотреть за братом, но сейчас, когда его собственная жизнь идёт под откос, единственным занятием по жизни является покраска домов за деньги, ухудшение психологического здоровья Томаса воспринимается особо остро.

Доминик пытается отвлечься (девушки и наркотики – не его вариант) и находит старую рукопись своего деда-иммигранта, которого в жизни не видел. Он берётся расшифровать её, чтобы не столько понять, кем был его предок, а попытаться найти ключ к первопричине всех несчастий их семьи. В одной временной линии мы наблюдаем за детством близнецов: отчим-тиран постоянно бьёт и унижает их, в школе все смеются над Томасом, у которого уже тогда начинают проявляться наклонности. В третьем эпизоде (в котором сериал начинает серьёзно провисать, но затем исправляется уже в следующем, поэтому вам придётся потерпеть) мы переносимся в их студенческие годы, в эпоху Вьетнамской войны, которая очень сильно повлияла на мировоззрение восприимчивого Томаса.

То есть сериал в основном пытается изобразить портрет двух несчастных молодых людей в Америке, либо обращаясь к их прошлому, либо фокусируясь на последствиях акта лишения руки в библиотеке. По сути, единственным сюжетообразующим элементом, двигающим повествование непосредственно вперёд, является рукопись деда (появляющегося на экране не раньше пятой серии). В остальном же львиную долю хронометража занимают страдания главных героев. А если точнее, Сиенфрэнс пытается установить связь между насилием в семье и дальнейшей судьбой конкретного человека, постепенно выводя размышление на более глобальный уровень – то есть о том, как абьюз формирует общество.

Просмотр «Я знаю, что это правда» не будет лёгким. Это определённо не то шоу, которое хочется посмотреть залпом, хотя для возвращения к нему через неделю тоже многим понадобятся силы. Сиенфрэнс использует различные художественные приёмы, чтобы сгустить краски и без того не самой радужной истории: практически всё время идёт дождь, цветовая палитра варьируется от мрачно-серого до грустно-серого, камера постоянно держит крупные планы, особенно в эмоционально изматывающих сценах, отчего во время просмотра часто не хватает воздуха и хочется встать и чуть-чуть отдышаться.

Но всё же есть в сериале что-то, что заставляет к нему постоянно возвращаться и досмотреть этот шестисерийник до конца. Отчасти дело в постановке Сиенфрэнса. Благодаря его режиссуре «Я знаю, что это правда» ощущается изысканным кинороманом, роскошно снятым на плёнку и с прекрасно подобранным саундтреком. Безусловно, взявшись за столь сложный к адаптации материал, Сиенфрэнс постоянно находился в двух шагах от провала, рискуя скатиться в банальную пошлость и безвкусицу, как произошло с прошлогодней экранизацией «Щегла». Но во многом его спасло даже не собственное кинематографическое чутьё (всё-таки «Место под соснами» и «Валентинка» не были ошибками), а именно Марк Руффало в титульной роли.

Вообще-то, нужно отдать должное, у мини-сериала удивительно органично подобранный актёрский состав. Рози О’Доннелл, Мелисса Лео, Кэтрин Хан и Брюс Гринвуд украшают экран. И здесь ещё удивительнее выглядит заслуга Руффало, который на фоне такого мощного каста сумел прыгнуть выше головы. У него уже была яркая роль на телевидении («Обыкновенное сердце»), но тут уже совершенно новый уровень. Причём куда любопытнее оказался его образ Доминика, а не, как можно было ожидать, Томаса. Томас – всё-таки роль достаточно академичная, выверенная под награды, потому что сыграть кого-то с отклонениями всегда воспринимается как некий «оскар-байт». Доминик же у Руффало получился куда более интересным, особенно поражают его «тихие» моменты, когда персонаж раскрывается перед нами в диалогах с другими. Уже сейчас можно сказать, что Марк Руффало выдал один из сильнейших мужских перфомансев 2020 года (возможно, потому что этот персонаж для него был очень близок, ибо сериал посвящён погибшему несколько лет назад брату, Скотту Руффало).

«Я знаю, что это правда» — шестичасовая концентрация грусти. Судьбы практически всех героев изранены различными трагедиями или же пересекались с ними в том или ином ключе. Тут фигурируют: домашнее насилие, ВИЧ, сексизм, расизм, сексуальные домогательства, рак, смерть ребёнка, убийство (в том числе обезьян), эксплуатация иммигрантов, а также парочка чисто американских тем вроде пренебрежительного отношения к коренному населению и политической ситуации в стране при Рейгане и Буше. При всём при этом даже удивительно, как такое шестичасовое погружение на дно омута в итоге заканчивается на столь воодушевляющей ноте, о которой мало кто мог мечтать, начиная просмотр. Мини-сериал с таким набором тем мог бы с лёгкостью оказаться очередной слезливой драмой, стерильно заточенной «под награды». Но режиссура Сиенфрэнса и сотрясающая землю под ногами игра Руффало преображают «Я знаю, что это правда» в престижное телевизионное шоу, требующее вашего внимания.

Вадим Богданов

Источник

223


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95