Что такое первоклассный директор театра? Чтобы ответить на этот вопрос, следует зайти в московский «Ленком». С первого шага понимаешь, что да — здесь есть хозяин. И за его артистов, работников разных служб не стоит беспокоиться. Но Марк Варшавер не просто директор с 40-летним стажем и не просто глава столичной Директорской ложи, а... скорая помощь. Причем для каждого. Сегодня Марк Борисович отмечает юбилей — 75. Хотя, глядя на него, вслед за Станиславским хочется воскликнуть: «Не верю!».
Вообще-то Марк Варшавер хотел быть артистом и стал им, окончив театральное училище в Нижнем Новгороде, которое воспитало немало будущих звезд отечественного театра. Он мечтал играть главные роли и семь лет играл ведущие роли в Московском областном драмтеатре. Но в один момент он решил круто изменить свою судьбу — уйти из творческой профессии на, увы, административную.
Как сложилась бы судьба артиста Варшавера — сейчас гадать нет смысла. А вот как сложилась судьба администратора Марка Варшавера — известно всем и является доказательством склонности этого артиста к риску. Да, он рискнул оставить профессию, в которой уже плавал как рыба в воде, и стать простым театральным администратором. Начав работать в популярном московском театре, поступил на факультет экономики и организации театрального дела в ГИТИС (тогда он назывался РАТИ). Впрочем, довольно быстро стало понятно всем — риск оправдан: бывший артист стремительно поднялся по служебной лестнице и сделал карьеру. Ее вершина — директор театра.
Ему действительно есть что предъявить: отреставрированное здание бывшего Московского купеческого клуба, безупречное техническое обеспечение всех постановок Марка Захарова, среди которых «Мудрец», «Поминальная молитва», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Варвар и еретик», «Шут Балакирев», «Ва-банк», «Пер Гюнт», «Вальпургиева ночь» и другие. А также последний спектакль Мастера — «День опричника», который Варшаверу пришлось заканчивать уже без него.
Он умело провел свой театральный корабль по крутым волнам перестройки, сохранив коллектив. Более того, перестроил работу многих важных экономических механизмов «Ленкома», которые позволили театру Марка Захарова не зависеть от денег учредителя — Департамента культуры города Москвы. То есть «Ленком» живет и реализует свои творческие амбиции, как говорится, на свои деньги. Этот эксперимент оказался успешным и пока не имеет аналога в театральном пространстве столицы.
После ухода Марка Захарова театр возглавляет Марк Варшавер, продолжая курс Мастера. И первым делом добивается, чтобы «Ленком» носил имя Захарова. Чтобы не сбиться с курса, Варшавер создает художественный совет, куда входят авторитетные артисты. У многих ленкомовских хитов появляются вторые составы, что, с одной стороны, дает возможность не отменять спектакли, а с другой — дать молодому поколению артистов шанс заявить о себе. Укрепляется материальная база театра — спортивный комплекс, база отдыха в Салтыковке.
Но можно и дальше множить список творческих и производственных побед «Ленкома» и его руководителя, которые отмечены правительственными наградами. Но самым важным в работе для него остается человеческий фактор. В театре каждый знает, что если человек попал в беду, если у кого-то проблема — медицинская, жилищная, материальная, — она будет решена. Достаточно обратиться в скорую театральную помощь, то есть к Марку Борисовичу Варшаверу.
Он настоящий боец — какие бы тучи ни собирались над ним и его театром, у Марка Борисовича никогда не увидите растерянного вида. Напротив — всегда в форме, спокоен, моментально от слов переходит к действиям.
Марк Борисович дал не одно интервью нашей газете, но никогда не раскрывал секрета своего успеха. Восполняем этот пробел.
Рецепт успеха Марка Варшавера:
Об удаче в жизни
Удача, что друг познакомил меня с директором «Ленкома» — и тот пригласил на работу в театр. В свой первый рабочий день я встречал коллектив с гастролей из Португалии.
Об уроках Мастера
Всегда учился у него любить театр и актеров.
Об актерах
Я сам актер по образованию, и это помогает мне лучше понимать артистов. Ставить себя на их место. Всегда помогать, прежде всего тем, чтобы давать им роли.
О власти
Как пройти испытание властью? Не думать о власти, а думать о людях.
О директоре театра
Чем директор театра отличается от директора фабрики? Каждый должен любить свое дело.
О главном правиле в работе
Не откладывать на завтра то, что можно сделать позавчера.
О музыке
В радостные и в трудные моменты жизни слушаю блюзы. А по вечерам играю на рояле любимый блюз.
О предательстве
Очень сложно поверить в предательство, особенно когда оно от близкого человека!
Редакция «МК» поздравляет Марка Варшавера с юбилеем и желает ему здоровья, сил, спортивной формы, музыки, любви — к своему театру и его зрителю.
Марина Райкина