Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Дмитрий Дюжев: Верую в Бога, в человека, в театр

В ДК МЭИ нанес визит актер МХТ Дмитрий Дюжев. Из-за ужасных пробок в Москве он бросил свою машину и героически добирался к месту встречи на метро. Это сделало его появление в нашем вузе еще более эффектным. Почему же Дмитрий приехал в МЭИ?

— Наверное, здесь три составляющих.

Во-первых, раз я обещал, значит, должен выполнить это.

Во-вторых, очень важную роль в моей жизни играет Московский художественный театр. Когда мой отец был намного моложе меня, он отправился в Москву. Приехал с Павелецкого вокзала в Камергерский переулок. Было около шести утра. Подметал этот переулок одинокий дворник, поднимая пыль. Был теплый май. Отец стоял и ждал, когда откроются двери школы-студии МХАТ для абитуриентов. Он мечтал туда попасть. Ждал и… слушал стены. Не просто смотрел на них, а прислушивался, понимая, что здесь звучали голоса многих великих актеров. И испытывал трепет. Не просто перед зданием, а перед его мировым значением и ценностью. Все это он передал мне. Отец зажег во мне искру веры. Артист, хороший артист, не может быть без искренней веры. Я поверил, что раз вы меня пригласили, значит — я вам нужен.

И, в-третьих, почему я к вам приехал… Я бы хотел достучаться сейчас до ваших молодых умов. Поймите: живем мы не для себя. Живем мы для людей. Каждый из нас.

Жизнь очень маленькая. Можно не успеть. Кажется, тянется день за днем, месяц за месяцем. А жизнь так быстро проносится, что всем подряд заниматься невозможно. Люди, которые могут позволить себе заниматься несколькими делами параллельно, входят в историю. Профессионалом становится человек, который с детства занимается чем-то одним, совершенствуя себя. И если мы живем для себя, что стоит наша жизнь?

Признайтесь, каждому из вас хотелось бы, чтобы через некоторое время о вас сказали: «Вот это человек! Вот это профессионал!» Но если к вам потянулись, а к вам невозможно попасть… Нет большей ценности, чем уважение людей, которое вы можете заслужить… Я приехал, потому что хочу, чтобы вы меня уважали.

О любви

— О чем будем говорить? — спросил Дмитрий Дюжев зрителей в зале.

— Про любовь… — раздался неуверенный голос с галерки.

— Я знаю, что любовь действительно существует. Да, существует! Мы порой не верим в это. Совершенно не верим! Разочаровываемся и слушаем всякий бред… Про то, что любовь со временем сгорает. Или про то, что лучше жить без любви, но в достатке, чем с любовью, но без денег, и непонятно, как детей кормить. Любовь действительно существует. Не мне вам советовать, ждать ее, или идти к ней навстречу, или молиться о ней.

Старшие товарищи говорили мне в свое время: «Это произойдет. Ты даже не поймешь, как». Я увидел ЕЕ на стадионе и понял: надо идти, не могу сидеть.

Это как песня… Состояние души, когда человек не может говорить… он начинает петь! В один момент ты понимаешь: или всё, или ничего. И решаешься на шаг!

О «наболевшем»…

— Как изменилась ваша жизнь после выхода в свет сериала «Бригада»?

— Действительно, после выхода на экраны этого сериала мы проснулись знаменитыми. Как в сказке… Жизнь, конечно, переменилась.

Я жил тогда на Патриарших прудах. Там на первом этаже был маленький продуктовый магазинчик. Каждый вечер со всего Патриаршего «подворья» туда сходились люди, вставали в очередь, кто-точто-то покупал. Я тоже выходил за хлебом или за молоком. Вставал в очередь, ждал. Но как-то раз прихожу в магазин, а люди вдруг расступаются, улыбаются.

— Здравствуйте, — поздоровался каждый.

— Здравствуйте!

— Да вы проходите!

— Что вы, я могу постоять… Чем я от других отличаюсь?

— Ой, а мы вам еще бутылочку воды в подарок от магазина дадим, — говорит продавщица.

Ну, и так далее.

Дмитрий не стал распространяться о популярности своего героя Космоса из «Бригады» — возможно, считая эту роль счастливой, но не самой лучшей.

О вере

— Дмитрий, режиссер Павел Лунгин, в фильме которого «Остров» вы очень органично сыграли роль монаха, сказал, что «душе, внутреннему миру Дмитрия Дюжева гораздо ближе персонаж, которого он сыграл в „Острове“, чем знаменитые бандитские роли». Вы с этим согласны?

— Вера была у меня всегда, причем вера сильная. Постишься, причащаешься, ездишь в паломнические поездки, встречаешь какой-нибудь большой церковный праздник, и все в тебе будто бы расцветает! И весь ты такой благодатный, что думаешь — ну все, теперь буду таким всегда! А потом — раз, и все кончается. Вернешься из паломничества в Москву, а тут работа: театр, съемки, светская жизнь. Закрутилось, понеслось — утром надо рано вставать, бежать куда-то, времени помолиться нет…

И в какой-то момент говоришь себе: «Стоп! Что-то не так!» Нет в тебе больше той благодати, которую ты приобрел, — расплескалась во всей этой суете. Это обычное искушение любого мирского человека. Так было всегда. Это вовсе не означает, что всем следует немедленно удалиться из мира — у монахов свои искушения. И если ты имеешь внутри себя искорку настоящей благодати, если в тебе есть эта радость, — живи, занимайся своим делом, только помни, что ты несешь в себе, и будь внимателен — все время следи: а не потухла ли эта искорка?

Конечно, мирские дела, обычная ежедневная суета любого под собой похоронят. Нужно искать в себе силы и хоть немного напрягаться — и думать о Боге. Раньше, конечно, было легче. Было больше времени, больше возможностей. Когда пришла известность, оказалось, что жить стало сложнее. В первую очередь, из-за недостатка свободного времени. Теперь я уже не могу так свободно ездить, посещать монастыри…

Но я и сейчас стараюсь что-то делать. Участвовал в проекте «Доноры — детям». Это важно, потому что крови донорской не хватает, и мы надеемся хоть как-то привлечь внимание людей к этой проблеме. Кто-нибудь обязательно откликнется.

Что касается моей работы в фильме «Остров», то и до нее самой удачной я считал роль священника в спектакле «Борис Годунов».

О театре

— Что для вас театр?.

— Театр… Театр — это, наверное, не то что дом, куда ты приходишь. Это не рабочее место: пришли, отрепетировали, сыграли, получили аплодисменты, ушли. Это неотъемлемая часть тебя, ты уже не можешь жить, когда не ступаешь на сцену.

Почему всегда абитуриентов строго-настрого спрашивают: «Вы уверены, что хотите стать артистом?» Многие, отучившись, не находят своего места в жизни. Это очень печальные истории. Потому что из миллионов единицы оказываются востребованными. Не оттого, что они самые талантливые, самые лучшие… Нет, просто удача. Так в жизни происходит.

— Каждый актер, играя, отдает частичку себя. Какую частичку вы отдаете, играя женские роли?

— Конечно, было странно начинать репетировать спектакль «Примадонны» Евгения Писарева, когда мы надели каблуки, платья, накладные формы, парички, накрасили губы. Было невозможно смешно. Хулиганили. Все это превращалось в капустник. «Вот, смотри, что у тебя…» «А у тебя!..» А потом пошла сложная работа, потому что женщину понять… Невозможно? Возможно. Наверное, мы просто по-разному думаем. Мы созданы друг для друга. Если бы мы были одинаковые, мы бы не смогли любить друг друга. Поэтому мы разные.

Казалось, все уже понятно: репетиция за репетицией мы все обсуждаем, прикидываем… Кто-тогде-точто-то вычитал, кто-точто-то знает, привнося свой опыт. Но в процессе репетиций стало ясно — мы ничего не понимаем про женщин: почему она так сказала… почему она так промолчала? Почему она именно это сказала, а не другое?.. Наверное, именно поэтому мы можем любить друг друга.

О Табакове

— Какой руководитель Олег Павлович? Строгий или лояльный?

— Олег Павлович — художественный руководитель, от которого зависят все в этом театре: от его помощников до дворника. При виде его естественным образом все тянутся к нему что-нибудь спросить: то, се, это… а у нас так… а когда… а что… а может… Он идет по театру и общается. Как? Что волнует? Что нравится? Что не нравится? Как вообще жизнь? Это не пустословие. После этих разговоров многое происходит. Все, что нужно. Все, что правильно. В нем просто дар руководителя. Потрясающий дар. Он обаятельнейший человек! Он приходит, и ты заряжаешься его голосом, его улыбкой, его речью. И я думаю: вот этот человек точно живет не для себя…

О Тамаре Гвердцители и «Двух звездах»

— Вся страна наблюдала за шоу, где вы пели с Тамарой Гвердцители. Как подбирались пары? Почему вы показались именно с Тамарой?

— История такая. Звонят Тамаре Гвердцители: «Здравствуйте, Тамара! Вас беспокоит Первый канал, программа „Две звезды“. Приглашаем вас спеть в паре с Дмитрием Дюжевым. Он нам позвонил и сказал, что мечтает, просто ночей не спит, так хочет спеть с вами. Является вашим большим поклонником, фанатом. Сказал, если вы откажетесь, он разрыдается».

Тамара: «Ну, я его не знаю, кто этот Дима, какой он… Он поет вообще? Певец?» Они: «Да нет. Он поет иногда, в какой-то Новый год у нас пел, лет десять назад, еще где-то напевает… Хочет петь в программе только с вами, взять у вас уроки мастерства. Любит вас, обожает. На руках каждый день носить обещает». «Давайте встретимся, познакомимся».

Звонят мне: «Здравствуйте, Дмитрий! Вас беспокоит Первый канал, программа „Две звезды“. Тамара Гвердцители сказала, что очень хочет спеть дуэтом с вами. Она выбрала именно вас. Говорит, никого мне не надо, только Дмитрия Дюжева. Вы не имеете права ей отказать». Я: «Как, вы представляете, мы будем петь? Я же не певец». «Ой, ну что вы! С Тамарой можно и не петь!»

Тамара Гверцители — и вдруг мной заинтересовалось. Надо же… Что она во мне нашла? Ну, ладно… В общем, для меня не удивительно петь. Я пел с детства. Школа, всякие уроки вокала и т.д.

Мы наконец встречаемся. Она ждет, что я подбегу к ней и скажу: «Тамара! Я так мечтал, наконец-то я вас увидел!» И я жду от нее: «Дима, я знала, что вы придете. Я выбрала только вас, мальчик мой. Иди сюда, сейчас споем».

Мы идем друг другу навстречу.

— Здравствуйте, Тамара.

— Здравствуйте, Дима.

Понимаем, что в общем-то — всё. Будем петь.

Я никогда не видел Тамару в печали. Она всегда в приподнятом настроении, что бы ни происходило, что бы ни говорили. Удивительный человек с талантом неизмеримой силы. Это счастье — петь с ней, тянуться к ней.

Маленький эпилог

— Всё в жизни — в наших руках, — сказал на прощание наш гость. — Не знаю, зачем вы здесь собрались. Не знаю, зачем ждали встречи со мной. Не знаю, чего хотели от этой встречи. Но единственное, наверное, понимаю — наша встреча должна была состояться.

Личное дело

Дмитрий Дюжев. Родился в Астрахани в 1978 году в актерской семье. В 1995 году окончил Астраханскую школу одаренных детей, а в 1999-ом — ГИТИС (мастерская Марка Захарова).

Алиса ЛИСИЧКИНА

704


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95