Продолжаем публикацию "Дневника Солодейникова". (начало смотрите здесь)
Алексей Константинович пишет урывками. Но ведь пишет. Это главное: начал работать - продолжать, не бросать, не откладывать.
Я уверен, что так и родится действительно интересная работа, а может быть, появится книга. Конечно, мне хотелось бы, чтобы и Вы, читатели и гости нашего сайта, высказали свое мнение. Интересно ли Вам читать, что, на Ваш взгляд, стоит развить, о чем рассказывать подробнее.
Итак, читайте.
23.09.00
Мой шестилетний сын вступает в пору дизайна. Начинает осознанно ставить себя относительно окружающего его пространства. Начинает что-то из себя делать. Радостно, что бездельника особо не видать. То, что считают нужным взрослые, он делать не очень хочет. Уроки, например.
Закончили с Андреевым проспект для туристической фирмы. Неделя очень и очень плотной работы из никакого материала. За последние четыре дня спал часов семь, причем последние сутки не спал совсем. Это что-то неправильно совсем.
Я хорошо понимаю, что такой режим - плохой режим, что работоспособность в некоторые часы падает до нуля, что после такого аврала нужно - по уму - недельку пожить в санатории на кашках, что нехорошо так себя вести по отношению к семье, что такая жизнь - следствие моей неорганизованности и безалаберности, и так далее. Сердце начинает постукивать иногда. А иначе не получается.
Таков, наверное, закон жанра. Мне нравится работать по ночам. И приходится ходить на работу днем. И я ужасно боюсь праздности. Праздность - это очень страшно. Праздность убивает. А когда я делаю что-то, что не касается моей работы, моего образования, или образования других, что, в принципе, одно и то же, я плохо себя чувствую. Мне кажется, что я убиваю время, тем самым убиваю себя, а тем самым убиваю всё вокруг себя.
Надо, наверное, обратиться к практике дзен.
Подумаю об этом.
Нет меня - и не больно.
Это дзен, или не дзен?
Но это точно не дизайн. И практикующий дзен, наверное, не может быть дизайнером. А дизайнер не может быть практикующим. Дзен и дизайн - близнецы братья, но при этом взаимоисключающие явления. Либо дзен, либо дизайн.
Это, по сути своей, два кита, на которых стоят наша, сиречь, европейская, культура, и культура восточная. Точнее, на которых строится европейская и восточная ментальность. Следующая мысль мне пришла про имперсонализм и, соответственно, персонализм, но это к делу отношения не имеет. Тут идет речь о материале и о цели деятельности.
Сложновато, когда не спал ночь уже не первую.
Так что, до завтра!
24.09.00
Филологический дискурс.
Слово "дизайн", судя по всему, пришло в русский язык из английского, в который, может быть, через французский язык, оно пришло из латыни. В английском языке этот глагол обозначает "замышлять, намереваться, планировать; предназначать; составлять план, схему, проектировать, конструировать, вынашивать план, замысел, задумать; чертить..." Это словарь Медниковой и Апресян, который, как известно, привирает иногда.
Словарь Webster'а дает следующие значения: "1. to conceive and plan out in the mind; 2. to have as a purpose or destiny;" и дальше примерно то же, что и в нашем трехтомнике.
А вот латинский глагол первого спряжения имеет более интересный пучок значений: обозначать, отмечать, указывать, очертить, отводить, обнаруживать, изобличать, назначать, намечать, определять, устраивать, затевать и, наконец, делать.
Итак, если мы к глаголу с таким семантическим полем, простите меня, пожалуйста, за такие выражения, прибавим латинский же суффикс -er, который обозначает, как известно, человека или аппарат, выполняющий соответствующие действия, то мы получим того, кто обозначает, наделяет значением, смыслом; отмечает, ставит какие-то метки, проводит какие-то межи, что-то отделяет от чего-то; отводит (землю), то есть опять же отделяет что-то от чего-то, чаще всего космос от хаоса; обнаруживает, открывает что-то новое; назначает, как Адам назначал имена всему живому; намечает, думает о завтрашнем дне; определяет, ставит чему-то границы, пределы; устраивает, приспосабливает к жизни, как правило, обустраивают космос, точнее, хаос обустраивают, и получается космос, то есть пространство, пригодное для обитания человека; ну, и наконец, того, кто что-то вообще делает.
Если изложить всё это в двух словах, то мы получим, что дизайн есть деятельность определения, оформления. В принципе неважно, что мы определяем и что мы оформляем. Оформлять значит придавать форму. Форму придают обычно материалу, то есть хаосу, чему-то несовершенному, чему-то потенциальному. А определяют, как правило, человека.
Вот несколько слов о дизайне и его определении. С филологической точки зрения.
Дизайн есть определение, или делание. Дизайнер - это демиург, который раздвигает границы известного. Демиург, как правило, операцию раздвигания границ производит посредством борьбы с чужим, неизвестным. Как Геракл с Лернейской гидрой, Тесей с Минотавром и так далее. Либо Прометей приносит людям огонь и учит их ремеслу. Причем огонь он приносит божественный и ремеслу учит тоже тому, которым владеют боги.
Итак, дизайнер - это тот, кто работает на границе известного и неизвестного, кто расширяет кругозор человечества, отвоевывая у неизвестного это неизвестное, и это отвоеванное становится тем новым, что освежает и украшает нашу жизнь.
Еще дизайнер занимается тем, что делает всё красиво. Это тоже понятно, так как неизвестное, как правило, есть некрасивое. Хаос вокруг нашего маленького мирка бесконечен, уродлив, бесформен, он никакой. Его никто не определяет и не оформляет, значит, он неопределенный и бесформенный. Может ли то, что не определено никак, и то, что не имеет никакой формы, может ли такое быть красивым?
Слово "красивый" тут надо понимать несколько более широко. Красота неотделима от воспринимающего её. Гениальная фраза есть в брошюрке "The color guide" от фирмы X-rite, лидера в области контроля над цветом. Фраза следующая: "With no viewer the rose is actually colorless", что означает: "Роза, когда на неё никто не смотрит, в сущности бесцветна".
Красивое - это обязательно имеющее отношение к нашему миру, ко мне, как наблюдателю в случае с розой. Если я не восхищаюсь красивым, то оно есть никакое, а вовсе и не красивое. Некрасивое есть некрасивое. Не так ли?
Что-то меня унесло немного в сторону от того, о чем я собирался сегодня, ну и пусть, а на сегодня, наверное, и хватит. Оставим до завтра.
P.S. Я не работаю в фирме x-rite рекламным агентом. Это и не реклама вовсе. Просто они действительно выпускают лучшие денситометры, колориметры и прочую такую аппаратуру.
28.09.00
Ехал сегодня с утра на работу и слушал Рави Шанкара. На Литейном мосту поймал себя на том, что кругом меня - Индия. Разметки на дороге нет, очень плотное движение, все едут, как хотят. Так, по рассказам, ездят в Индии.
Говорят, в Индии ездят совсем без правил. Непонятно, как ездят.
На Литейном мосту сегодня, правда, все вели себя вежливо. Пропускали друг друга, не толкались.
А Рави Шанкара я купил кассету позавчера. Кассета плохо записана. Ужасно плохо. Такое ощущение, что многочтимый Рави не музыкант, а оторванный последователь дзен. Какие-то куски записи с получасовым перерывом. На второй стороне получше. Но всё равно обидно.
А потом я фотографировал школу. Эту школу мы с Володей Ярош снимаем лет уже семь-восемь. Каждый год в конце сентября мы приходим, и проводим плановую съемку школы. В этой школе училась моя жена и несколько моих друзей, в этой школе работает жена Володи. Это такая родная школа.
Очень интересно снимать школу. Каждый год приходишь и видишь, как течет время. Здание тоже, ты вроде как тот же, аппаратура примерно та же, схема съемки более-менее одинаковая, а время течет. Дети растут, молодые училки стареют:
Всё это происходит осенью. За окном листья падают...
Вечером я тоже слушал Рави Шанкара. Но было такое ощущение, что я еду по вечернему Петербургу, а не по Индийскому районному центру. Непонятно, почему.