У десятипальцевого набора есть свои верные проводники! Один из них — Эдуард Григорьевич Назаренко, профессор, почётный работник Высшего профессионального образования, лауреат премии Совета министров СССР. Почитайте его письмо В.В. Шахиджаняну (публикуем с разрешения автора).
Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы с Вами ровесники.
Мой первый официальный рабочий день после защиты красного диплома в МЭИ (Московском энергетическом институте) — 1 марта 1964 года — я провёл на 1-й советской серийной ЭВМ БЭСМ-2 с заводским №1 (её получения добился академик В.А. Котельников, директор ИРЭ АН СССР, куда я попал по распределению).
ЭВМ БЭСМ-2
Как-то, работая там в одних чёрных (до колена) трусах (кондиционеров тогда не было), услышал звонок, открыл дверь в машинное отделение, а там академики В.А. Котельников, Н.Г. Басов и А.М. Прохоров. Владимир Александрович похвастался этим чудом техники с 10 тысячами операций с секунду.
И в этот же первый рабочий день в моей новой лаборатории №128 я встретил её, измазанную маслом, в несимпатичной упаковке — новенькую пишущую машинку «Москва» и лежащую сверху книгу «Самоучитель машинописи» Бориса Ивановича Березина 1960 года издания.
Великий счастливый случай!
Таким было начало моего пути к условному рефлексу, который к моим 80 годам стал безусловно безусловным. В аспирантуре этот рефлекс экономил мне часть невысокой в 100 рублей зарплаты (не платил 20 копеек за страницу машинистке) благодаря ещё и маме, которая подарила сыну на день рождения дефицитную машинку «Эрика» из ГДР (храню эту реликвию на даче).
В лихие 90-е чем только ни занимался, чтобы зарабатывать на жизнь. В том числе преподавал машинопись уже на первых персональных компьютерах ДВК и первых тренажёрах типа TRK, TG, КЛАВИР в модном в те времена первом частном институте Натальи Нестеровой.
И вот какая печаль: где бы я потом ни работал, был в коллективе всегда один, кто набирал десятью пальцами. Как и сейчас в Академии социального управления (АСОУ), где тружусь профессором, а 13 лет был завкафедрой ИТ.
Многократно в выступлениях за «наше правое дело» ссылался на Вашу статью в «МК» от 2003 года.
Приятно поразил Ваш «батл» с Вашим тёзкой (В.В. Путиным) в декабре 2019 года.
(После этого выступления у меня возникла мысль подготовить доклад «Почему прав Владимир Шахиджанян» на ХХХI Международную конференцию «Современные информационные технологии в образовании» (1-2 июля 2020, Москва-Троицк). Я на этой конференции уже пять раз выступал.)
И, конечно, я услышал Ваш апрельский «глас вопиющего в ... Минюсте».
С вашими аргументами «ЗА» полностью согласен: сталкиваюсь с «двумя пальцами» во всех государственных учреждениях. В силу возраста приходится обращаться в поликлиники, и я просто «закипаю», глядя, как врачи и медсёстры тратят впустую массу времени, вводя информацию либо рукописно, либо двумя пальцами.
А буквально накануне карантина пришлось срочно получать в МФЦ новое водительское удостоверение. Та же картина, усугублённая тем, что в МФЦ работает в основном молодёжь, «беспалая» молодёжь. А при работе с документами голосовой ввод не очень-то и поможет, как и во многих других подобных ситуациях.
Очевидно, что обучение машинописи нужно сделать обязательным предметом в средней школе.
Часы на это можно найти в объёмном курсе информатики с 5-го по 11-й класс. Внучка заканчивает 11-й класс, потому хорошо знаком с программой курса информатики.
У меня крамольная мысль: изъять из программы курса весь раздел программирования. Учить программированию всех, начиная с детского сада, пошло от академика А.П. Ершова с его «Программирование – вторая грамотность» в те далёкие времена, когда все учились программированию самостоятельно. Потому что оно было ещё в детском возрасте и нигде ему не учили. И я самостоятельно изучал и Fortran, и Assembler (запомнился замечательный американский учебник по Assembler Брэдли). Моя диссертация – колода перфокарт высотой в полметра, но это уже на БЭСМ-4.
Увы, в наше время программирование совсем другое. Мой внук программирует на всех современных языках, но он этому учился пять лет на факультете ИТ в Университете аэрокосмического приборостроение в Питере. Приятель-программист окончил Мехмат МГУ. А внучка – отличница, но она не напишет мало-мальски серьёзную работающую программу.
Есть в её классе паренёк, который пишет программы, потому что ему это очень нравится, и он будет сдавать ЕГЭ по информатике. Но он один такой в классе! А много ли ребят в России выбирают ЕГЭ по информатике?
Я поинтересовался у приятеля, который причастен к этой статистике: в Московской области только 16% выпускников этого года выбрали ЕГЭ по информатике, потому что они поступают в профильные вузы, чтобы изучать программирование. К сожалению, маловато. Так стоит ли огород городить с 5-го по 11-й класс включительно?
С другой стороны, ребят-первокурсников из Московской области (это основной контингент АСОУ, так как учредитель Академии — областной Минобр) приходится учить работать с офисными программами, поскольку в школе они только знакомятся с ними. Это я к тому, что программу курса информатики в школе следовало бы сделать практико-ориентированной, в частности, и за счёт курса машинописи (кириллицы и латиницы).
Кстати, в советских школах, по крайней мере у нас во Фрязино, на уроках труда была специализация «Машинопись» в классах, оборудованных пишущими машинками. Правда, её выбирали в основном девочки.
Замечу, что ваше «СОЛО на клавиатуре» — замечательная программа. Использовал её в давние времена, когда начал работать в АСОУ в 2005 году заведующим кафедрой ИТ. Удалось «пробить» факультатив «Машинопись», сам и преподавал (больше было некому). К счастью, компьютерные столы уже были с выдвигающимися панелями для клавиатуры, так что проблема «правильного» изгиба локтя не стояла. Увы, этот факультатив больше года не устоял из-за моей очень большой учебной нагрузки, а больше коллег с «десятью пальцами» не было. Вузы не готовили.
Эдуард Григорьевич Назаренко,
профессор, почётный работник Высшего
профессионального образования,
лауреат премии Совета министров СССР