Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Дотянуть бы до зарплаты»

О самоидентификации и сумме в кошельке

Ведущие тренингов уверяют, что негативные установки, мешающие нам зарабатывать больше, — это всего лишь «инфекция», подхваченная от неправильного окружения, или результат неграмотного финансового воспитания, а значит, от них легко избавиться. Так ли это? Рассказывает эксперт в области финансов Ксения Воронина.

В неправильных денежных установках виноваты по большей части не окружение и воспитание, а те факторы, повлиять на которые мы не в силах. В их числе возраст, гендерная и национальная принадлежность и социальная идентичность.

Пол и возраст

Социальный успех мужчины ассоциируется со способностью зарабатывать и обеспечивать семью, так что вполне естественно, что для них деньги обладают повышенной ценностью. Мужчины лучше управляют финансами и больше склонны идти на риск, чтобы их приобрести. Женщины чаще испытывают фрустрацию из-за отсутствия денег и зависть к тем, у кого они есть.

Мужчины проявляют большую дисциплину и самоконтроль в вопросе накопления крупных сумм на важные покупки. Это хорошо согласуется с ролью кормильца и финансовой ответственностью за семью, которых ждут от мужчины. Женщины нередко совершают траты с целью успокоения, своего рода психотерапии — это мешает им копить и создавать значимый капитал.

С возрастом склонность к потреблению постепенно сменяется тягой к накоплению

По статистике, незамужние и бездетные женщины средних лет и старшего возраста склонны чувствовать себя менее защищенными и уверенными и пытаются снимать стресс за счет покупок чаще замужних подруг. Это делает их излюбленной мишенью не только маркетологов, но и банков, предлагающих купить больше, взяв кредит. Склонность к кредитам часто говорит о скрытой потребности чувствовать себя нужным, обратить на себя внимание.

Что касается возраста, по мере взросления склонность к потреблению постепенно сменяется тягой к накоплению. Соответственно, повышается и способность к планированию собственных финансов.

Социальная идентичность

Финансовые установки наемных работников, будь то офисные сотрудники с высокой зарплатой или госслужащие с низким уровнем дохода, во многом схожи. Другое дело — предприниматели: для них деньги куда более значимы. Увеличение прибыли и капитала — один из главных стимулов предпринимательской деятельности. Деньги также обеспечивают безопасность и стабильность бизнеса.

Для предпринимателей финансы — предмет гордости, инструмент влияния и власти. Такие люди в большей степени зависимы от денег, регулярно отслеживают баланс и накопления, предпочитают наличность.

Национальная принадлежность

Несколько лет назад исследователи задались целью выяснить, насколько денежные убеждения предопределены национальностью, и сравнили установки жителей России и Средней Азии.

Оказалось, россияне относятся к деньгам не только как к средству, но и как к цели: потребность в самих деньгах перекрывает собой те нужды, для удовлетворения которых изначально требовались финансы. При этом они не склонны копить — их поведение скорее можно назвать расточительным.

Неудивительно, что большинство опрошенных недовольны своим финансовым положением. Для них деньги не только источник положительных эмоций, но «зло», ведущее к ссорам, конфликтам. Желание обладать крупной суммой сосуществует с представлением о том, что деньги «портят людей», делают их завистливыми, жадными, циничными. Это говорит о противоречивом отношении к деньгам, внутренней конфликтности, которая выражается в постоянной тревоге, страхах, опасениях.

В России предпочитают активное накопление (вложить, инвестировать), в Азии — пассивное (сберечь, накопить)

В Средней Азии деньги расцениваются как источник почета: человек благодаря своему трудолюбию и упорству сумел заработать деньги, а значит, достоин уважения. Кроме того, для азиатов деньги — залог уверенности в завтрашнем дне: если у человека есть деньги, значит, он твердо стоит на ногах.

Они в большей степени склонны к накоплению, чем к тратам, при этом если в России предпочитают активное накопление (вложить, инвестировать), то в Азии — пассивное (сберечь, накопить, оставить на черный день).

Как быть?

Предположим, что вы женщина, молодая, русская и родились в семье наемных работников. Понятно, что изменить это никак нельзя, но знать о своих особенностях и слабостях — уже наполовину преодолеть их.

Тренируйтесь наблюдать за собой в разных ситуациях, сделайте карту сильных и слабых сторон вашей личности. Вскоре вы научитесь избегать случаев, когда кто-то пытается использовать ваши слабости против вас — например, спровоцировать на лишнюю покупку, после которой вы будете вынуждены оправдываться перед собой с помощью негативных убеждений из серии «деньги — зло» или «богатой мне никогда не стать».

Пока у мозга нет четкой цели и плана действий, он придумывает разнообразные установки для оправдания своего бездействия

Наметьте план конкретных действий: можно начать откладывать каждый месяц определенный процент от зарплаты, освоить инвестиционные инструменты с низкими рисками и начать получать пассивный доход или же накопить определенную сумму — чем конкретнее обозначите цель, тем лучше.

Пока у мозга нет четкой цели и плана действий, он придумывает установки для оправдания своего бездействия. Фокусируйтесь не на страхах и оправданиях, а на задачах, которые нужно решить, и ненужные убеждения начнут постепенно отпадать сами.

Если необходимо, обратитесь за помощью к профессионалам: они проанализируют вашу финансовую ситуацию и выявят неэффективное денежное поведение, а также рассчитают, насколько оно отдаляет вас от целей.

Часто трезвого анализа бывает достаточно, чтобы перестать поддаваться на сиюминутные соблазны и сделать шаг на пути к мечте.

Ксения Воронина

Источник

395


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95