Вчера, засыпая, думал о «СОЛО».
Поразительная штука: наше «СОЛО» полезно детям-аутистам, да и взрослым аутистам тоже.
Аутисты с интересом проходят наш курс, добиваются хороших результатов, получают при этом положительные эмоции.
Мой приятель, хороший невропатолог Анатолий Фоменко из Института неврологии Академии наук в своё время говорил мне, что он использует «СОЛО на клавиатуре» в период реабилитации больных.
«СОЛО» развивает мелкую моторику, что хорошо сказывается на нервной системе в целом и стимулирует отдельные участки мозга.
В своё время я рассказывал об этом по радио, и пришло несколько откликов с благодарностью от тех, кто прошёл «СОЛО», развил свои способности и поборол последствия инсульта.
Несколько раз приходили к нам в офис родители аутистов. Они консультировались, что делать, если хочется заниматься, а «СОЛО» уже пройдено, какие выполнять задания.
Я им рекомендовал принимать участие в наших соревнованиях.
Кстати говоря, хорошо бы в соревнованиях сделать раздел «Для тех, кто восстанавливается после инсульта». Подобрать хорошие слова, фразы и вставить в наши «Гонки», как мы называем соревнования.
Этой работой (продвижением «СОЛО» среди больных — инсультников и тех, кто страдает аутизмом) имеет смысл серьёзно заняться, а мы как-то забросили её. Зря.
Сегодня говорил с М.Р. Рахматулиным. Обсуждали вопросы продвижения книги «Курить, чтобы бросить!» в интернете. В своё время я просил его и Н.С. Черняева найти сайты, где могли бы о нас рассказать. Моя просьба повисла в воздухе.
— Многие люди ко мне неплохо относятся. Среди них и руководители сайтов: информационных, тематических. Вполне возможно, что если мы напишем руководителям этих сайтов (я имею в виду родительских, студенческих, посвящённых здоровью и так далее), то нас поддержат. Мы же бесплатная книга и нацелены на оздоровление общества. Поддержат далеко не все, но хотя бы процентов пять. Уже хорошо. Такая работа приносит результат. О нас рассказали в своё время на страницах «Здоровый образ жизни», «НОЖ» и других ресурсах. Этим надо заниматься постоянно.
Николай Сергеевич и Марат Рауфович не возражали. Кто знает, может, они это и сделают.
Сегодня с утра сел за компьютер и узнал на одном из сайтов, что умер мой приятель Олег Марусев. Он покинул наш мир в 77 лет. Талантливый конферансье, прекрасный чтец юмористических рассказов (он отлично исполнял мои рассказы «Завтра» и «Галоши»), обаятельнейший человек, энциклопедически образованный и неисправимый оптимист.
Олег — человек доброжелательный, мягкий, способный, интересный и талантливый. Актёр, режиссёр, ведущий, телегерой. К нему можно было обратиться в любое время дня и ночи с той или иной просьбой, и он старался её тут же выполнить.
— Я, — говорил он мне, — поступаю как? Многим помочь не могу, но всегда среди моих знакомых есть кто-то, кто может это сделать. Я свожу между собой тех, кому нужна помощь, и тех, кто может эту помощь оказать. И принцип работает. Один человек помогает другому.
Мы много раз встречались с Олегом дома у моего приятеля и друга Константина Шитикова. Олег хорошо знал Ядвигу Кокину, жену Константина Шитикова. Ядвига Кокина была близкой подругой Лёни Енгибарова, и с Костей Шитиковым её познакомил я.
Грустно, когда уходят люди. Понимаю: неизбежно. Вот-вот настанет и мой черёд. Хотелось бы, чтобы это произошло легко и незаметно. Без изнурительной болезни, мучений, стонов и криков.
Уходят люди, уходят…
Ушёл Эмиль Григорьевич Верник — режиссёр радио. Меня познакомил с ним Сергей Есин.
Серёжа руководил литературно-драматическим вещанием Всесоюзного радио, и я часто бывал у него на работе.
Эмиль Верник поставил много интересных радиоспектаклей и развил радиорежиссуру. В своё время он принял эстафету от Николая Литвинова, на радиоспектаклях которого я воспитывался.
Первый раз я услышал «Старика Хоттабыча» по радио в постановке Н. Литвинова. Спектакль запомнился на всю жизнь.
Всё в этой жизни пересекается и переплетается.
Раза четыре в детстве и юности я слушал сказку «Старик Хоттабыч» по радио. Каждый раз испытывал наслаждение. Потом уже купил книгу и, хотя из подросткового возраста давно вышел, читал с интересом. Читал и слышал радиопостановку.
А когда мне было 17 лет, я смотрел в кинотеатре «Арс» фильм «Старик Хоттабыч», поставленный режиссёром Г. Казанским. Смотрел и реагировал так, будто мне 12 лет и я первый раз знакомлюсь с этой киносказкой.
В молодости я познакомился с Наташей Лагиной, и она меня поила чаем несколько раз в своей квартире, где жила со своим отцом, Лазарем Лагиным, автором «Старика Хоттабыча».
Что делал сегодня в офисе?
Говорил с Валерием Фёдоровичем Лапшиным. Он сам родом из Костромы. Последние годы живёт и работает в Рязани, где заведует кафедрой в академии ФСИНа.
Валерий Фёдорович в своё время прошёл «СОЛО на клавиатуре» и написал мне блистательный отзыв. Так завязалась наша переписка.
Вот ведь, доктор наук, преподаватель в академии ФСИНа меня понимает, а почему не понимают в руководстве ФСИНа? Так и хочется воскликнуть: «Руководители ФСИНа, поговорите с Валерием Фёдоровичем Лапшиным о «СОЛО на клавиатуре». Может быть, он вас убедит в полезности нашего курса».
Несколько раз мы планировали встретиться с Валерием Фёдоровичем, но всё как-то не совпадало: то он оказывался занят, то я куда-то уезжал. И вот, наконец-таки, это произошло.
Мы проговорили около двух часов. Он человек умный, образованный. При нём в офис пришло два соискателя на должность редактора. Мы им предложили написать диктант. И Валерий Фёдорович спросил, может ли он вместе с ними написать диктант. Отчего бы не разрешить?
Он работу выполнил практически без ошибок. А два соискателя (повторяю: на должность редактора!) ужасно написал диктант. Один сделал 26 ошибок, другой — 28.
Ну как таких людей брать на работу при всей симпатии к ним, при всей их улыбчивости и хорошем знании компьютера?
Поговорил с Н.С. Черняевым. Обсуждали вопрос писем по «Учимся говорить публично», кто и когда должен на них отвечать. Поручили это дело Д.И. Беспалову. Говорили о том, что вот-вот начнём диктовать новую версию курса несмотря ни на что и вопреки всему. Не приходит решение — придёт в работе. Придётся делать ещё один вариант. Лучшее оставим, худшее поправим, совсем плохое сократим.
Хочется сделать курс таким, чтобы пройдя его, человек мог убедить другого человека в своей правоте (если он действительно прав).
Хочется научить людей слушать друг друга и отучить постоянно возражать друг другу.
Есть люди, которые, что бы ты им ни сказал, всегда имеют вроде бы другую точку зрения — на самом деле у них точки зрения нет, они просто привыкли спорить.
Ты говоришь:
— Холодно, противно, дождь.
А слышишь в ответ:
— Ну, почему противно? Дождик — совсем неплохо, славно, омывает асфальт, прибивает пыль.
Вроде бы всё верно, но вот эти никчёмные постоянные споры выводят из себя и доводят до нервного срыва.
Ты произносишь:
— Солнце — хорошо и приятно!
А слышишь от этого же человека:
— Ну, солнце, что ж хорошего? Жарко, испарение от асфальта. Люди страдают от жары.
Ты проводишь опыт и незаметно для него говоришь (скажем, на другой день):
— Солнце — отвратительно!
— Солнце — отвратительно? — парирует твой собеседник. — Совсем не отвратительно. Солнце — это витамин D.
То есть, лишь бы поспорить, не согласиться с тобой, что бы ты ни сказал. И от этих постоянных споров ты устаёшь. Обо всём этом хорошо бы написать в курсе «Учимся говорить публично» и разработать задание на эту тему.
Вечером из дома провёл трансляцию «Почему мы не умеем говорить?». Собралось около 50 человек (кто-то уходил, кто-то приходил). Доброжелательная в основном публика. Задавали интересные вопросы.
Я так и воспринимал слушателей — это класс, где я даю открытый урок. Ах, как хочется сделать программу… Конечно, 45-50 человек — это мало. И времени жалко тратить на такое число людей.
Хотя, помню, Соловейчик меня учил и часто повторял:
— Даже если есть один ученик, делай всё, как будто у тебя полный класс. Потому что этот ученик не виноват, что другие не пришли, и ты должен выкладываться на все сто, рассказывать так, чтобы этот единственный потом рассказал всем, как ему повезло, что для одного человека ты провёл потрясающий урок.
Симон Львович прав.
Я работал, полностью отдаваясь, стараясь добиться хорошего результата. Судя по откликам, меня воспринимали правильно.
Понимал:
- кто-то избавится от слов-паразитов;
- кто-то, прежде чем произнести тот или иной монолог, задумается о хорошем начале;
- кто-то, прежде чем вступить в спор, подумает, а нужно ли спорить.
В целом прошедшим днём доволен. Конечно, хочется большего (я говорю о результативности), но будем воспринимать жизнь такой, какая она есть.
Вечером, как всегда, смотрел список новых читателей онлайн-книги «Курить, чтобы бросить!» и говорил про себя: «Эх, почему же вас так мало? Хотелось бы раз в десять больше!». Рассматривал портреты новых солистов (учеников по «СОЛО на клавиатуре») — и та же история: «Эх, почему же вас так мало? Хотелось бы раз в десять больше!».
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Читаешь газеты, заходишь на популярные интернет-ресурсы, иногда случайно смотришь ту или иную передачу по ТВ и ничего не понимаешь. Все говорят об успехах, открытиях и достижениях. У нас всё хорошо, а скоро станет ещё лучше. Скоро, совсем скоро, очень скоро…
Слыша такое, иронично улыбаюсь. Мы не можем людей научить нормально работать за компьютером, правильно расходовать время, набирать не одним-двумя пальцами, а десятью. О чём мы говорим? О какой производительности труда?
Знаю, вопросы мои повиснут в воздухе. Но я всё равно продолжу их задавать.
Мысль — путь от вопроса к ответу.
Симон Львович Соловейчик (1930-1996), педагог, журналист, писатель