Чудь вообще чудское, финское племя, особ.
восточное (чужаки́), и нередко говорится бранно.
Чудь белоглазая! Чудь в землю ушла.
Чудь живьем закопалась, чудь под землёй пропала.
(с) Словарь Даля
С глубокой древности в Приневье, на территории современного Санкт-Петербурга и Ленинградской области обитали финно-угорские племена: водь, корела и ижора (инкери). Собирательное древнерусское название этих племен – чудь, отсылка к «чудному» или «чужому» языку этих народностей. К этому названию не стоит, однако, относиться с большим доверием: в разные времена, в различных источниках чудью могли называть всех финно-угров, только водь и инкери (исключая корелу) или водь, весь, сумь, корелу, ижору и эстов.
Водская и Ижорская земля на начало XV века. Лицензия CC.
Водь
Племя водь (самоназвание ва́ддялайзыд), самое древнее из тех, о которых пойдёт речь, обитало на южном берегу Финского залива, на территории Ижорской возвышенности (нынешние Ломоносовский, Гатчинский, Лужский и Кингисеппский районы Ленинградской области). Центром водской земли являлась деревня Каттила (ныне существующая деревня Котлы в Кингисеппском районе ЛО). Происхождение этого племени историки связывают с древними эстонскими племенами: водский язык близок северо-восточному прибрежному и восточным диалектам эстонского языка.
Предполагается, что предки води расселились на территории своего исторического проживания уже в I—IV веках н. э.; именно этим временем датируются наиболее ранние из обнаруженных археологами водских погребений. В средневековье племя было частью Водской пятины Новгородской республики, которая охватывала земли между реками Волховом и Лугой. Водь участвовала в новгородских походах против Швеции и Ливонского ордена. В 1478 году Водская пятина была присоединена к Московскому государству.
Водь жила в многодворных деревнях. Жилище представляло собой избу риихи восточнославянского типа с духовой — «русской» — печью и холодными сенями. В доме были священные места: печь, угол с иконами, стол. На столе всегда лежала скатерть, которая разграничивала мир живых и мир мёртвых. Вожане питались простой едой: хлебом, кашами, молочными продуктами, рыбой, овощами. Мясо употреблялось редко и только по праздникам. Одевались в простую одежду из льна и шерсти. Мужчины носили рубахи, штаны, кожаные пояса и сапоги, женщины — рубахи, запаски (юбки), накидки и повязки на голову. Одежда украшалась вышивкой и бисером.
Водь испытывала сильное влияние православия, но сохраняла пережитки язычества. Почитали священные рощи, деревья, источники, камни. Существовали жрецы, которые проводили обряды и жертвоприношения. Вожане верили в духов природы: леших, водяных, домовых. Существовали различные обряды и приметы для защиты от злых сил и привлечения удачи: например, нельзя было петь в лесу, чтобы не рассердить леших; надо было полить южную стену дома кровью забитого барана, чтобы умилостивить дух дома; нельзя было надевать красное в лесу, чтобы не привлекать внимания зверей.
Водь имела богатый фольклор: сказки, песни, причитания, загадки. Сказки народа водь — один из главных источников информации об их верованиях и традициях. Хотя по большей части эти сказки имеют архетипические европейские сюжеты, они отличаются своей особой атмосферой и колоритом. Песни исполнялись на разные случаи жизни: свадебные, лирические, трудовые и т.д. Причитания были связаны с похоронной обрядностью и выражали скорбь по умершему. Загадки были популярным развлечением.
Водский флаг
Корела
Корела (летописное название) — древнее прибалтийско-финское племя, жившее в средневековье главным образом на Карельском перешейке и в Северном Приладожье. Являются предками карельского народа.
Корела впервые упоминается в новгородской берестяной грамоте № 590, датируемой 1075—1100 годами. В XII веке на землях корелы устанавливается феодальный строй в составе Обонежской пятины Новгородской республики. В 1227 году новгородский князь Ярослав Всеволодович осуществил номинальное крещение корелы, однако фактически, по крайней мере, приладожские карелы в своей массе продолжали быть язычниками. В 1478 году земли племени были присоединены к Московскому государству.
Традиционными занятиями корел были земледелие, животноводство, рыболовство, охота и промыслы. Выращивали рожь, овёс, ячмень, лён и коноплю. Скотоводство было развито слабее: держали коров, овец, свиней и лошадей. Рыбная ловля была особенно важна для приладожских корел: они ловили рыбу на сети, удочки, крючки и ловушки. Охота и промыслы давали дополнительный доход: охотились на медведей, лосей, зайцев, бобров и других животных.
Жили в деревнях или одиночных хуторах. Одежду шили из льна, шерсти и кожи. Мужчины носили рубахи, штаны и полушубки, женщины — сарафаны, кофты и платки. Украшениями служили бусы из стеклянных бусин и монет. Корелы исповедовали православие, но сохранили также элементы языческого верования. Они почитали природные святилища — ручьи, озёра, деревья — и приносили им жертвы.
Ижора (инкери)
Племя инкери, в славянском произношении ижора, — более молодое, чем водь и корела, этнообразование. Основываясь на языковых данных, исследователи считают ижору группой, отделившейся от корелы в конце I тысячелетия н.э. и обосновавшейся на берегах Невы и южнее. Ижора, подобно води и кореле, платила Новгороду дань, выставляла ратников в новгородское войско и несла сторожевую службу на невском рубеже Новгородской земли. Хотя основная часть ижоры оставалась языческой, вожди ее часто принимали православие, возможно, ради сближения с влиятельными новгородцами.
Именно племя инкери дало название будущей Ингерманландии: шведы, завоевавшие Приневье в XVII веке, стали называть так Ижорскую землю и соседние территории (от соединения финских слов Ingerin mаа — Ижорская земля и шведского land — земля, провинция).
Главным занятием инкери было рыболовство. Земледелие же, особенно в западных и прибрежных районах, было развито довольно слабо. Важным элементом культуры была традиционная одежда, которая включала в себя яркую вышивку и кружева.
Ижорский костюм конца XVIII в.
Верования инкери были связаны с культом природы и предков. Они верили, что природа населена духами, которых следует уважать и почитать. Также важной частью ижорской религии были обряды, связанные с рождением, браком и смертью.
Настоящее время
Племя водь сейчас считается исчезающим – на сегодняшний день всего 34 человека идентифицируют себя как вожане. Современная водь проживает в основном на севере Кингисеппского района Ленинградской области, а также в Санкт-Петербурге. Основной район проживания — деревни Лужицы (Luuttsa), Краколье (Jõgõperä) и Пиллово (Pilola). Кроме того, несколько вожан живут на северо-востоке Эстонии. Лишь пятеро представителей племени владеют родным языком. У корелы дела обстоят еще хуже: это племя полностью ассимилировалось с финнами и карелами. Родной язык племени считается мертвым.
Немного получше ситуация у инкери: согласно переписи 2002 года в России проживали 328 ижорцев, большинство из них — на территории Ломоносовского и Кингисеппского районов Ленинградской области. В поселке Ручьи (Кингисеппский р-н) открыт Ижорский этнографический музей, а при нем работает кружок по изучению ижорского языка. Однако многие инкери и так его помнят: говорят, что тяга разговаривать по-ижорски, особенно на природе, в лесах, сохранилась у них на генетическом уровне.