Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Варяги в Приневье

Развеиваем миф о том, что русские призвали на княжение врагов

Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.
Приходите княжить и владеть нами

(с) монах Нестор,
«Повесть временных лет»

Ранняя история нашей страны во многом окутана туманом неизвестности, более или менее ясной она становится лишь с момента призвания варягов – то есть, с 862 года. Но и сам момент призвания варягов весьма загадочен.

 
 
 
 

«Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом», – пишет монах Нестор в «Повести временных лет» о племенах, населявших нынешнюю территорию европейской России (и не только) в то далекое время. «И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам», – продолжает летописец. «Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

 
 
 
 

Интересная получается ситуация: племена только что изгнали варягов за море, отказавшись становиться их данниками, и вот уже, не найдя общего языка между собой, зовут обратно вчерашних врагов, да еще и предлагают «княжить и владеть». Это кажется совершенно нелогичным.

Чтобы дать объяснение этой странной истории, необходимо выяснить, кто же такие варяги, кто именно призывал их на княжение, и причём здесь, собственно, Приневье.

Княжение варяжских братьев Рюрика, Синеуса и Трувора (862).
Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века.

Времена легендарных конунгов

Кто же такие варяги? Некоторое время назад бытовало мнение о том, что слово «варяг» произошло от славянского «ворог», то есть враг, и что варяги – суть исторически враждебные славянам шведы. Однако это не совсем так.

Обратимся снова к «Повести временных лет». Вот что пишет Нестор о варягах, которые призваны на княжение: «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти».

Из цитаты очевидно, что термин «варяг» не имеет этнического содержания и может применяться к множеству этносов. Что с определенностью можно сказать о варягах? Во-первых, известна их территориальная принадлежность: «за морем» от племён, то есть, в Скандинавии. Во-вторых, слово «варяг» происходит, вероятнее всего, от финно-угорского слова «vaar», что можно перевести как «возвышенность». Это указывает на социальное положение варягов: они – верхушка скандинавского общества. В-третьих, варягов объединяет любовь к странствиям, торговле и (иногда) разбою.

В-четвертых, что, наверное, самое важное: варяги не являются одним этносом. Среди них есть шведы, норманны, англы и готландцы, а еще варяги-русь.

Имена знаменитых шведских конунгов нам известны. Например, в 700-х гг. конунг Ивар Широкие Объятья объединил под своей властью земли Швеции, Дании и Восточной Англии. В 710 году конунг начал поход на Гардарики — это древнее скандинавское название Руси, известное в Северной Европе в средние века, в том числе в скандинавских сагах. Считается, что Гардарики переводится как «страна городов». Однако писатель-историк Александр Шарымов с этим не согласен. По его мнению, название «Гардарики» происходит от угро-финского «Кирьялаланд», то есть, дословно «земли карел». 

К моменту похода Ивара Гардарики были совместным государством карелов и русов, а правил там в то время Радбард Гардский, который, между прочим, был женат на дочери Ивара Широкие Объятья, Ауде Глубокозадумчивой.

Поход Ивара 710-ого года не принес никаких плодов: конунг умер, так и не добравшись до государства Гардарики. Радбард и Ауда прожили спокойную жизнь, и у них родился сын Рандвер. Сын Рандвера, Регнальд, вместо титула отца и деда «Гардский» уже носил титул «Русский»: Регнальд, король русов.

 Автор: Караванов Лев. Лицензия CC.

Призвание варягов

Перенесемся теперь в IX век и окажемся в землях словенского князя Буривоя, имевшего стол где-то в Приладожье, на берегу Волхова. Скорее всего, княжил он в городе Ладога, ныне – Старая Ладога. Согласно летописям, Ладога (или Альдейгьюборг) была основана Рюриком в 862 году, но результаты археологических раскопок говорят об ином: дендрологическая дата основания города – 750-е годы.

Вернемся к Буривою. По свидетельству Иоакимовской летописи князь сильно враждовал с варягами и много раз их побеждал. Буривой завоевал всю западную часть карельских земель (ныне являющуюся частью Финляндии), но потерпел поражение у реки Кемийоки. Все воины Буривоя погибли, а сам он бежал.

Противниками Буривоя были шведские (или, как тогда говорилось, свейские) варяги, подданные конунга Эйрика Эмундарсона. После разгрома и бегства князя они захватили Ладогу и наложили дань на словен (подданных Буривоя) и чудь (общее название племен ижора, водь и корела).

Буривой бежал в Бярмы. В данном случае под городом «Бярмы» имеется в виду поселение на Карельском перешейке, которое позже именовалось Корелой, затем Кексгольмом, а ныне Приозерском. В Бярме правили «варяги-русы», а конунгом там был в то время Хакан, женатый на внучке Буривоя, Умиле, — поэтому старый князь попросил у родственников убежища и вскоре скончался, распорядившись о передаче власти в Ладоге сыну, Гостомыслу. Гостомысл, приняв власть, победил варягов и изгнал их. Повесть Временных Лет повествует об этом так: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть».

В Приневье, Приладожье и Приильменье воцарился мир, – но мир недолгий и неспокойный. «Не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом», – пишет об этом времени Нестор. Иоакимовская летопись же повествует о старости князя Гостомысла, у которого не было наследника: все четверо его сыновей погибли. Предчувствуя скорую смерть и не зная, кого провозгласить наследником, Гостомысл увидел во сне, как из чрева его дочери Умилы выросло плодовитое дерево, покрыв весь Великий город (Ладогу). Волхвы истолковали его сон как наказ о том, что наследниками князя должны стать дети Умилы.

Но дети Умилы – это тоже варяги, «варяги-русы», потомки конунга Хакана. То есть, призвание Рюрика – это призвание не чужака-варяга, но родственника, внука по дочери, имеющего в своих жилах половину словенской крови.

Первые годы своего правления Рюрик провёл в Ладоге, которая Ладога была центром и столицей новорождённого государства, именно в Приневье и Приладожье происходили все наиболее значимые события того времени. И еще один интересный факт: в честь рождения сына Игоря Рюрик подарил своей жене Ефанде «город при море с Ижорой». Неясно, идёт ли речь о реке Ижоре или о территории проживания племени инкери, очевидно одно: поселение, подаренное Ефанде, находилось примерно там же, где сейчас расположен Санкт-Петербург.

                                                                                                               Катерина Яксон

403


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95