У Олега Табакова был друг, которого он навещал два раза в год последние несколько лет. Это генеральный директор завода «Пневмостроймашина» в Екатеринбурге Анатолий Иванович Павлов. На две недели летом и на десять дней зимой, под Новый год Олег Павлович с семьей приезжал к нему. Мы дозвонились ему в Екатеринбург, он готовился к вылету в Москву на похороны близкого друга.
— Мы дружили с Олегом лет, наверное, тридцать. Всё началось ещё в Советском Союзе.
— Конечно удивляет, что вы человек не из мира искусства, а Олег Павлович всегда очень тепло говорил о вас. На чём сошлись?
— Можно сказать, на одном мировоззрении: одинаково мыслили по многим вопросам. Мне было легко с ним, ему — со мной. Это он приучил меня любить театр. Позже я много лет работал у него в «Табакерке» в Попечительском совете, видел воочию, как он растил молодежь.
Знаете, какие у него были принципы в этом вопросе? Он глубоко был убежден, что в актёры надо брать уже с 14-15 лет, а позже — время терять. Нет, он не признавал того, что принято, мол, после школы, или после какого-то образования. Да он с одного взгляда мог определить годится человек в артисты или не годится. Он сколько раз мне говорил: «Толяша (он единственный кто меня так называл), нужно говорить правду и, причем сразу. Иначе человек время потеряет, пока будет учиться, а потом поедет куда-нибудь третьеразрядным артистом. Зачем?» И я сколько раз был свидетелем, что он ребятам молодым в глаза говорил жёстко, резко и правдиво.
— Я так понимаю, что он с вами часто обсуждал профессиональные вопросы.
— Всё время что-то хотел изменить в театральном деле. Вот он, например, считал, что государство, ну, или муниципалитеты должны содержать здания театров, имущество, чтобы освободить художников от всех этих хозяйственных вопросов. А артисты даже не должны, а обязаны выступать в провинции, не сидеть на месте. Часто повторял: «Артист должен бороться за публику». Поэтому нечего сидеть в столичных театрах, в дорогу.
У меня сейчас вся семья в трансе. Горе у нас. Ведь вся жизнь прошла вместе, на глазах друг у друга. Росли дети, внуки. Я знал его старую семью, на моих глазах она распадалась, но только я не хочу вспоминать об этом. Видел, как строилась его новая семья. Я знаю всех его детей, внуков. Помню, как мы с ним вместе ходили в детский сад, чтобы краем глаза посмотреть на Полинку, его любимую внучку, дочку Саши (Александра Табакова — дочь Олега Табакова и Людмилы Крыловой — М.Р.). Я успел сказать ему добрые слова при жизни. Я особенно ценил то, что он мог выслушать и нелицеприятные вещи от меня.
— Как вы проводили время, когда он приезжал в Екатеринбург?
— Новый год он проводил здесь дней десять, заезжали где-то 27 декабря. Ну, как отмечали? Дети готовили концерт, мы смотрели, поднимали бокалы. Он как раз не очень любил выступать, я бы сказал, что он любил работать дедушкой. А летом он заезжал сюда отдохнуть, отключиться от всего — очень уставал в последнее время. Очень любил ходить по базарам, с народом пообщаться. Помню раз, мы с ним пошли на маленький вещевой рынок. Я отошел покурить, а он, как человек некурящий, пошёл к бабушкам, которые торговали носками, какими-то вязаными вещами.
И вот я наблюдаю такую картину: рядом со мной две дамы и одна другой говорит: «Ой, смотри, это же Табаков» — «Да ты что! Это не Табаков, что ему здесь делать?» В общем, они поспорили, и пошли к нему разбираться. «Здравствуйте, Олег Павлович», — говорит одна. И вдруг он: «Какой я вам Олег Павлович?» — «Разве вы не Табаков?» — «Да не Табаков я. Вечно меня с этим Табаковым путают». Я потом его спрашиваю: «Олег, что это ты от своего имени отказался?» — «Толяша, представляешь, что началось бы, если бы я им сказал, что я Табаков».
А на завод он ко мне приезжал несколько раз, может быть, раз пять. Посмотреть любил на нашу работу, человек ему был интересен — это же по глазам видно. И ещё я вот что хочу сказать: в наше бессовестное время он один из немногих, у кого была совесть. Совестливый человек, вот и всё.
— Когда вы последний раз виделись?
— Я приезжал в январе. В больницу пошёл, но мы не общались. Он спал, я не хотел его беспокоить, я вообще… Что говорить…
Автор: Марина Райкина