Во флигеле «Руина» Музея архитектуры 1 и 2 ноября будет открыта выставка топ-лотов предстоящих лондонских торгов Sotheby`s — в основном русского искусства (они состоятся 27 ноября), а также старых мастеров (5 декабря) и европейского искусства XIX века (12 декабря). На вернисаже анонсировали избранные лоты аукциона, целиком посвященного коллекции личных вещей Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, который пройдет 28 ноября. Рассказывает Игорь Гребельников.
Предваряя показ, глава российского Sotheby`s Марк Полтимор поделился новостью об успехе первого онлайн-аукциона, посвященного российскому неофициальному искусству: он состоялся 26 сентября, около 100 проданных лотов (в основном произведения графики) принесли весомые $1,267 млн. Живописные работы тех же художников включены и в предстоящие русские торги, но в Москве их показывать не стали, сделав ставку на более проверенный рынком ассортимент. (Кстати, впечатляющая подборка этого искусства есть на только что открывшейся большой выставке на «Винзаводе», приуроченной к торгам аукциона Vladey, которые состоятся 13 ноября.)
Самая дорогая из выставленных в Музее архитектуры работ — «Грузинка в лечаки» (£500–700 тыс.) Нико Пиросмани: с написанным на клеенке в примитивистской манере женским портретом в национальном костюме решил расстаться Государственный университет Нью-Йорка во Фредонии — там картина украшала зал библиотеки, носящий имя Стефана Цвейга. В 1928 году австрийский писатель купил эту работу во время визита в советскую Россию, до 1934 года она висела в его зальцбургском доме, а затем он прихватил ее с собой, эмигрировав сначала в Бразилию, а затем в США. Другой фаворит русских коллекционеров, Николай Фешин, представлен «Портретом девушки» начала 1910-х годов (£250–350 тыс.) — в 2000 году на торгах Christie`s он был продан всего за $94 тыс. «Портрет девушки» Натальи Гончаровой в неожиданной для работ этой художницы дорогой резной раме оценен в £25–35 тыс., но в каталоге есть ее же работы и по более умеренной цене. Может показаться переоцененной крохотная акварель Константина Сомова «Любовники» (1933; £40–60 тыс.): довольно откровенная сексуальная сцена, хоть и написанная без затей.
За русскую пейзажную живопись на выставке отвечают «Кавказский пейзаж» Льва Лагорио (1873) в оригинальной раме (£50–70 тыс.), «Неаполитанский залив. Вид на Везувий» (1879) Ивана Айвазовского (£100–150 тыс.), а также сельская сцена «Телят пасут» Сергея Виноградова (1895, £80–120 тыс.) — русские торги традиционно не обходятся без этих авторов. Рядом с ними на московской выставке есть и настоящая редкость, хоть и небольшого размера,— «Луч солнца в Исполиновых горах» немецкого романтика Каспара Давида Фридриха (£500–700 тыс.). По словам Полтимора, за всю 40-летнюю карьеру аукциониста ему доводилось лишь четыре раза отмечать стуком молотка продажи картин этого живописца. На лондонских торгах европейской живописи XIX века будут продаваться сразу две работы Фридриха: больший по размеру «Утренний пейзаж с горным озером» (1820-е годы, £2–3 млн) в Москву не привезли. Обе происходят из очень известных частных коллекций, и к картинам уже проявили интерес многие музеи.
За живопись старых мастеров отвечает «Мария Магдалина за чтением» Амброзиуса Бенсона (около 1532 года, £200–300 тыс.), итальянского по происхождению мастера, состоявшего в гильдии художников Брюгге, а также выразительный и многословно названный «Натюрморт с виноградом и сыром на оловянных тарелках, рюмкой, бокалом для вина, грушами, оливками в фарфоровой чаше и булкой на столе, накрытом красной камчатной скатертью и салфеткой с кружевной каймой» Флориса Класа ван Дейка (1613–1615; £300–500 тыс.), которого считают одним из основоположников жанра «накрытых столов».
На предваряющей показ пресс-конференции впервые анонсировали некоторые лоты аукциона, посвященного личным вещам Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской: полный каталог еще даже не опубликован на сайте Sotheby`s, ожидается порядка 150–200 предметов, включая ювелирные украшения, музыкальные инструменты, картины, мебель, посуду.
В 2007 году, еще при жизни певицы, художественная коллекция Ростроповича—Вишневской, включающая 450 произведений, была целиком выкуплена на Sotheby`s (торги тогда отменили) бизнесменом Алишером Усмановым: сейчас вещи из этого собрания украшают интерьер Константиновского дворца в Стрельне.
Теперь очередь дошла до предметов домашнего обихода, украшений и музыкальных инструментов, последние — наиболее ценные, уж в этом чета великих музыкантов знала толк. Впрочем, как сказать. Самым дорогим лотом объявлена виолончель Ростроповича авторства туринского мастера XVII века Джованни Баттисты Гваданьини (£1–1,5 млн): его инструменты ценятся не меньше скрипок Страдивари. Международный директор русского искусства Sotheby`s Джо Викери поделилась историей о том, что победивший на своем первом международном конкурсе в Москве в 1945 году Ростропович долгие годы был уверен, что тогда играл на виолончели Гваданьини (она была подписана именем мастера), но каково же было его разочарование, когда, уже оказавшись за рубежом, он узнал, что это подделка. Выставляемую на торги подлинную виолончель Гваданьини музыкант приобрел уже в нулевые годы. На торгах будут и два других подобных инструмента, но уже 40-х годов XVIII века, и они дешевле — авторства венецианца Санто Серафина (£500–700 тыс.) и болонского мастера Джованни Флориано (£200–300 тыс.). Помимо виолончелей на продажу выставлен семейный рояль венской фирмы Bosendorfer 1976 года (£40–60 тыс.).
Из драгоценностей, подаренных певице супругом, выделяется кольцо Cartier с круглым бриллиантом весом 32,10 карата — £250–300 тыс., а также кулон, украшенный бриллиантами и крупным изумрудом (£40–60 тыс.), авторства современного американского ювелира (и тяжелоатлета!), уроженца Одессы Симона Рудле. По словам представителей аукционного дома, Галина Вишневская подробно распорядилась судьбой личных семейных вещей, которые останутся после нее, и, вероятнее всего, предстоящие торги не последние в таком роде.
Игорь Гребельников