В конце каждого года что мы делаем? Правильно, подводим итоги. Телевизионные итоги — палка о двух концах, масло масляное. Сегодня ты наверху (или сверху), а что с тобой будет завтра? Да и, будем честны, все это дело сугубо субъективное, от балды. У каждого свои итоги. Вот и у меня свои.
Новая искренность года. Юрий Дудь.
Новый человек из нового поколения. Чем он берет? Какой-то искренностью своей необыкновенной, интересом к людям, какого, может, еще не было на современном нашем ТВ, умением гнуть свою линию. И в принципе добротой, как бы простовато это ни звучало. Да, доброта нынче в моде, в тренде. И если от души, это видно сразу. Вот и препарировали Дудя на молекулы, поверяли алгеброй гармонию. Только зачем? Дудь — человек, и это в нем самое главное.
Программа года. «2 Верник 2» («Культура»)
Это братство уже мастерством зовется, которое не проешь и не пропьешь. Три года назад братья Верники начинали ни шатко, ни валко, даже неуклюже как-то, а вот поди ж ты, раздухарились и так прибавили — любо-дорого смотреть! На программу к ним ходят такие штучные люди, какие не ходят больше никуда. Потому что Верники — это марка, это уважение и вот уже тот самый знак качества. Верники тебя не обидят, наоборот, поймут и все равно докопаются до истины. Парное ведение как парное катание, тут нужно филигранное мастерство. У Верников оно есть, точно.
«Вечерний М.» года. Владимир Соловьев «Россия».
Его можно не любить, даже нужно. Ему можно не верить. А недавно на него наехал целый Гребенщиков и назвал нехорошим словом. Только Соловьеву хоть бы хны! Он ведет свою пропаганду и в ус не дует. Да так виртуозно, артистично и, чего уж тут скрывать, умно и талантливо, что даже я на него подсел. Да, пропагандист, да, любит Путина, но лихо любит, не теряя при этом головы. То Сталина покажет с трубкой, то Владимир Ильича с его картавостью, то таки еврея (а он кто у нас?), то гарного, а иногда жадного (ну да, это же пропаганда) украинца. И все это на очень высоком уровне, надо признать.
Путешествие года. Жанна Бадоева, «Жизнь других» (Первый).
Честно говоря, так редко бывает, когда с маленького канала на большой приходит человек и там становится суперзвездой. Но с Жанночкой именно это и получилось. Она такая любопытная, внезапная, противоречивая вся! Когда-то в СССР мы путешествовали с Юрием Сенкевичем. То есть сами не путешествовали, это только он, родимый, плавал на лодках, нырял в Марианскую впадину, жил во льдах, а мы смотрели разинув рот и даже о таком не мечтали. У Жанны другой формат: мы теперь сами с усами, много уже где были, поездили, но с г-жой Бадоевой все равно это не сравнить. Она залезет в любые щели, задаст самые каверзные или наивные вопросы, не постесняется. И вообще, на фоне Лондона, Парижа и Улан-Батора Жанна выглядит великолепно.
Ютуб года. Алексей Пивоваров («Редакция»).
Да куда же нам без Ютуба, теперь это тренд. Не года даже, а всей последующей жизни. Телевидение уходит в Интернет, там и остается. Совсем скоро телевидение станет полным отстоем, и Ютуб победит окончательно и бесповоротно. Алексей Пивоваров, бывший телевизионщик (НТВ, СТС, RTVI), делает свои великолепные программы в Сети раз в неделю. И как делает! Поймал себя на мысли, что жду их не дождусь. Он там свободен, раскован, глубок и прекрасен. На Пивоварова равняйсь!
Собчак года. Непереход Ксении Собчак на Первый канал.
А какая была реклама! Ксюша в ванне (уже интересно) звонит Малахову. Ну прямо как Фрекен Бок, при помощи душа: «Андрюша, я тоже скоро стану телеведущей». Ждем-с. Так и не дождались. Ценой героических усилий отдельных руководящих товарищей Первого канала на Собчак там поставили крест. Такой гламур нам не нужен! Пусть интервьюирует кого хочет в своем Интернете, а к нам, на Первый из первейших, ни ногой. Ну да, зачем им такая дива, она и так красива. Спросите у Богомолова.
«Намедни» года. Программа «Намедни» Леонида Парфенова в Интернете.
Хотя я бы назвал «Намедни» столетия, ведь Парфенов замахнулся на наше всё, не меньше. Да, когда-то шли «1961–1991», но это был телевизор, старый телевизор. А теперь Парфенов от него свободен, то есть абсолютно. Ушел в Интернет и даже не обещал вернуться. И вот там, в Интернете, он опять приступил к «Намедни», ничуть не потеряв в качестве. Все такое же чувство меры, стиля! Просветительство чистой воды, и ни слова, ни строчки, ни звука лишнего. Еще чуть-чуть, и я напишу стандартный, пошлый штамп: «неувядающее мастерство». Но это именно так.
Александр Мельман