Подборка свежих российских фильмов из категории must see
Филипп Конюхов, редактор 1001.ru
Дурак
Правдивый и жесткий фильм о российской реальности
Самый недооцененный фильм режиссера Юрия Быкова, выпущенный в 2014 году — когда по стране гремела выдвинутая на премию «Оскар» картина «Левиафан». Во многих кинотеатрах «Дурака» крутить попросту не стали, потому что сюжет ленты уж слишком крамольный. Молодой сантехник обнаруживает, что одно из обветшалых зданий общежития вот-вот рухнет. В попытке спасти 800 жизней он пытается сообщить о чрезвычайном положении сначала начальству, а потом прямиком мэру города. В соответствии с духом времени, его никто не слушает.
У Быкова всегда получалось снимать злободневное и частично печальное кино. «Дурак» выделяется на фоне того же «Майора» тем, что это уже слегка больше, чем просто двухчасовой пересказ вполне реальных событий. Картина ближе к «Мертвым душам» Гоголя: она показывает быт заблудших и забытых людей и в это же время демонстрирует, как совершенно такие же персонажи шикуют и празднуют. У Быкова получилось экранизировать жизнь плохих и очень плохих героев, которым, почему-то, все равно удается сопереживать.
Смотри: если любишь российскую действительность, показ окраин и не боишься следить за жизнью за пределами Садового Кольца
Не смотри: если восприимчив к проявлениям человеческой низости, подлости и глупости и боишься громких звуков.
Неадекватные люди
Простая комедия, задающая важные личные вопросы
Один из немногих российских режиссеров, пока незапятнанных в пердежных комедиях и боевиках о гомункулах — это Роман Каримов. Знакомиться с его творчеством можно с любой картины, но лучший вариант — комедия «Неадекватные люди», вышедшая в 2010 году. Тогда кинотеатры бомбила экранизация сериала «Глухарь», так что заметить другую афишу можно было с трудом.
У «Неадекватных людей» всего одна проблема — это слишком камерное и герметичное кино, которое может показаться наивным и чрезмерно простым. Не поведитесь на эту иллюзию: черная комедия об офисном планктоне и непростом подростке касается куда более тяжелых тем, чем может показаться. Тургеневские «Отцы и дети» здесь цитируются напрямую: только вместо доктора-нигилиста — красивая Ингрид Олеринская, тогда еще не успевшая запачкаться в продуктах российского кинематографа.
Смотреть: если любите простые комедии со смыслом, хорошей актерской игрой и моральной подоплекой
Не смотреть: если любите похабные шутки про дерьмо и больше никакие
Легенда №17
Эпичная экранизация биографии великого хоккеиста
Самый важный фильм нового десятилетия российского кино: «Легенда №17» рассказывает историю Валерия Харламова, советского хоккеиста и спортивного полубога. Это кино не просто хорошо снято, красиво озвучено и толково написано, оно создано на пике технологий того времени. В 2012 году деньги собирала отвратная драма «Мамы», но настоящий прорыв совершил байопик, снятый Николаем Лебедевым.
Начало безумной популярности Данилы Козловского, использование камер Go Pro, правильная цветокоррекция, адекватное отношение к советской эпохе и наличие доброго юмора в серьезной картине — это лишь половина перемен, подаренных «Легендой». Кино не без греха, не лишенное авторского, порой очень спорного, взгляда, и созданное «всем миром» — на деньги «Фонда Кино». Зато оно стоит на одном уровне с лучшими голливудскими фильмами о легендарных спортсменах.
Смотреть: если «Бешеный бык» — твой любимый фильм, а еще тебя совсем не пугает пафос
Не смотреть: если считаешь, что хоккей — это всего лишь игра
О чем говорят мужчины
Житейский и юмористический фильм о разговоре четырех друзей
Если окунуться в 2010 год еще раз, то стоит напомнить, что самой популярной комедией тогда стала экранизация шоу канала ТНТ «Наша Russia. Яйца судьбы». О вкусах не спорят, но качественно это был один из худших фильмов в истории страны. Параллельно как раз после мартовских праздников вышла комедия «О чем говорят мужчины». Фильм без истории как таковой, целиком завязанный на разговорах старых друзей: их шутках, воспоминаниях, происшествиях и наблюдениях.
Ближе всего кино Дмитрия Дьяченко к юмористической повести «Трое в лодке, не считая собаки». Фильм лишен пафосных или излишне сложных диалогов, а представленные герои кажутся такими же простыми типами, как и те, что сидят с тобой в офисе или едут в соседней машине в пробке. При этом, «О чем говорят мужчины» — очень стремительная лента: персонажи все время бегут, идут и едут, да и играет главная четверка в целом неплохо. Единственная проблема в том, что со временем шутки и ситуации, обыгранные в фильме, слегка устарели, так что смешно может быть не все и не всем.
Смотреть: если любишь посидеть на кухне с друзьями и обсудить события месяца
Не смотреть: если считаешь шутки без упоминания половых органов не смешными
Стиляги
Красочный мюзикл о стремлении быть самым модным во дворе
Пример незаслуженно забытого и упущенного многими хорошего кинематографа — фильм «Стиляги», вышедший в 2008 году, пытался задать моду на стильное российское кино. Не задал. Может, потому что не смог, а может потому, что в то время в кинотеатрах шла невероятно пошлая и глупая комедия «Гитлер Капут», на которую и пошел массовый зритель. Лента Валерия Тодоровского вышла под новогодние праздники и звалась «главным фильмом нового года» — но со скрежетом смогла отбить затраты на съемки.
И совершенно незаслуженно: «Стиляги» в приятной и китчевой манере затронули тему субкультуры и слепого поклонения моде. Если Толстой в эпохальном романе «Война и мир» писал о галломании — помешательстве российской аристократии на всем французском, то Тодоровский заговорил о штатниках — советских подростках 40-60-х годов, следующих за американским образом жизни. Фильму удалось безупречно передать, почему важно думать своей головой и следить за тем, что делаешь, а заодно и заключить вывод в емкую цитату «детскими болезнями стоит переболеть в детстве». Об этом и эпилог картины, и сами герои говорят неоднозначно — благодаря чему смешное, интересное и новаторское российское кино «Стиляги» обязательно стоит помнить.
Смотреть: если любишь, когда в кадре много цвета, из колонок гремит рок-н-ролл, а герои много говорят и действуют
Не смотреть: если не любишь эту историческую эпоху и бесишься от мюзиклов
Николай Чумаков