В среду целый день был в офисе. Составил план действий по увеличению корпоративных солистов. Вроде, понимаю: обращаться к первым лицам министерств, ведомств, корпораций, объединений, агентств — гиблое дело. Мои письма приходят, канцелярия их регистрирует, многочисленные помощники, референты и секретари докладывают (именно докладывают, а не показывают само письмо) о моём обращении и сообщают, что передали его на рассмотрение в управление кадров. В управлении кадров читают и думают: «Ну правильно, у нас больше нет проблем, чем учить людей десятипальцевому методу набора. Мы что, секретарей готовим? Будем устраивать конкурс, кто быстрее набирает текст? Не будем! У нас есть время, для того чтобы учиться? Нет времени! Что же от нас требуют? Рассмотреть письмо по существу и ответить автору. Ну что тут ответишь по существу? Надо поблагодарить за внимание, сообщить, что внимательно ознакомились с предложением и написать обтекаемую фразу, что в настоящее время необходимости в обучении десятипальцевому методу набора у сотрудников нет. Когда такая необходимость появится, мы вернёмся к этому вопросу. И пожелать в конце самого доброго». Всё разумно, всё правильно. Соблюдены все законы бюрократической волокиты.
Секретари, помощники-референты, делопроизводители, которые письмо читали, регистрировали и укладывали в особую папочку, сами слепым методом не владеют, и поэтому не представляют его полезности, важности и нужности.
Во многих странах мира (об этом я много раз писал) десятипальцевому методу работы учат в средней школе. У нас в школе такого предмета нет.
В сотый, если не в тысячный раз, убеждаюсь, что эту систему лбом не прошибёшь.
И всё-таки я надеюсь. И составил план действий: написать сто писем, побывать на трёх-четырёх солидных выставках, попробовать сделать рассылку по электронным адресам — вдруг кто-то из наших учеников согласится поговорить со своим руководством об использовании корпоративного «СОЛО».
Знаю, навык правильного набора на клавиатуре компьютера нужен медикам, учителям, полицейским, управленцам, юристам, различного уровня менеджерам, студентам и старшеклассникам… Да он всем нужен, только люди этого понять не могут. В головах многих застряло одно: десятипальцевый метод нужен только секретарям, а остальным главное думать, а не набирать. И люди не понимают, что, если набирать на автомате, то думаешь лучше, работаешь эффективнее и добиваешься больших результатов.
Как это донести до всех?
Полагалось бы сделать несколько телепередач.
Хорошо бы проводить ежегодные чемпионаты, кто быстрее и лучше набирает.
Но всем этим надо заниматься на государственном уровне.
Несколько месяцев назад я получил письмо от Министерства науки и высшего образования. Довольно ответственный сотрудник подписал ответ (как я понимаю, его готовил рядовой сотрудник) о том, что тема важная, нужная и к ней необходимо вернуться. С тех пор прошло, повторюсь, почти полгода. Никто к этой теме возвращаться не планирует.
Я встречался с ответственными сотрудниками Минздрава. С тех пор прошло больше полугода. И на том совещании мне сказали, что тема важная, нужная и полезная. Мало того, участники встречи (их было четыре человека) заверили меня, что для начала они сами пройдут нашу программу. Никто не прошёл. И из Минздрава никаких известий мы больше не получали. Тишина.
Но я буду бить в одну точку. Рано или поздно пробью брешь. Жаль, на это уходит много времени. Лучше бы его потратить на написание книг, создание новых программ, организацию эфиров для YouTube.
В четверг съездил на заседание Общественного совета в парк «Сокольники». Самое удивительное, что там встретил человека, который смотрел мою трансляцию в YouTube. Трансляцию «Юмор и хамство», я её проводил в среду. Никогда не знаешь, кто тебя услышит, кто тебя увидит.
Что ещё было в эти два дня? Хороший разговор с Иваном Ивановичем Засурским, это внук Ясена Николаевича Засурского. Он приехал в офис, чтобы пообщаться со мной и обсудить ряд довольно серьёзных вопросов, связанных с развитием интернета.
Сегодня Засурскому 44 года, вполне взрослый дядя. А я помню, как сорок лет назад, в 1979 (а может быть, в 1978) году я водил его в цирк на представление с участием Ю.В. Никулина.
Юрий Владимирович тогда подошёл к маленькому Ванечке и подёргал его за ножку, сказав «у этого мальчика будет большое будущее». Почему-то зал аплодисментами прореагировал на эти слова.
Иван Засурский ходил на мои семинары, и он сегодня один из немногих преподавателей, владеющих десятипальцевым методом работы на клавиатуре. Сегодня он заведует кафедрой новых медиа и теорий коммуникаций факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Кроме того, Иван Иванович — основатель, издатель и главный редактор интернет-газеты «Частный корреспондент».
Пишу эти строчки и сам грустно вздыхаю. Почему?
Потому что на нашем факультете журналистики МГУ, где я преподавал 35 лет технологию журналистского творчества и психологию журналистского творчества, среди педагогов практически никто не владеет десятипальцевым методом набора. Про студентов и не говорю. Этому не обучают на факультете.
Если такое состояние дел на факультете журналистики, где меня все знали, то что же говорить о других университетах, министерствах, ведомствах, корпорациях, объединениях, что говорить о медиках, учителях, юристах, менеджерах, банковских работниках…
Оба дня по вечерам смотрел списки новых солистов. Знаю, мы помогаем людям. И каждый раз, когда получаю письма от учеников, сердце моё радуется.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P. S. С тех пор прошло полтора месяца. Сегодня, когда готовлю эту запись к публикации, узнал, что моё письмо на имя Анастасии Владимировны Раковой (заместитель мэра Москвы) прочтено и отправлено в департаменты здравоохранения и образования. Скорее всего, получу ещё две отписки. Мол, спасибо, в настоящее время не представляется возможным, но как только, так сразу.
И сегодня узнал печальную новость. 30 мая умер талантливый исследователь кино, телевидения и фотоискусства Анри Суренович Вартанов.
Мы были дружны несколько десятилетий. Так вышло, что Анри Суренович был руководителем моего диплома. Похоронили Анри Суреновича 1 июня.
Где умирает надежда, там возникает пустота.
Леонардо да Винчи (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, учёный, инженер и архитектор эпохи Возрождения