От кошмара избиения младенцев до международного признания прав детей — так менялось отношение к ребенку в человеческом сообществе. Предлагаем вам вспомнить, через что нам пришлось пройти, чтобы современный ребенок мог стать личностью, достойной уважения и понимания.
Две тысячи лет назад жизнь ребенка мало отличалась от жизни взрослого, а привычного понятия детства просто не существовало. Развивающие программы для детей, книги по воспитанию, осознанное родительство, юридическая защита прав ребенка — все это лишь недавно стало естественной частью нашей жизни. Мы проследили, как менялось отношение к ребенку на протяжении истории.
I-IV вв.
Родители видят в детях свою собственность: легко расстаются с ними, швыряют в реки, морят голодом, оставляют в безлюдных местах на растерзание зверям и птицам.
V–XII вв.
Раннее Средневековье не знает детства. Ребенка одевают во взрослую одежду, корсеты, доспехи. В детях видят уменьшенную копию взрослых и наравне с ними арестовывают, пытают, казнят.
XIII век
Детские образы появляются в живописи: ангелы, младенец Иисус или нагое дитя как символ души умершего. Реальных детей художники «заметят» только спустя 400 лет.
1837
Немецкий педагог Фридрих Фребель организует первый в мире детский сад, где создает модель общественного воспитания маленьких детей. Он придумывает игрушки, которые позже назовут «развивающими».
1861
В Ясной Поляне Лев Толстой открывает Свободную школу для крестьянских детей, где применяет идеи ненасильственной педагогики.
1897
Идея свободного воспитания, основанного на саморазвитии, сформулирована американским педагогом и философом Джоном Дьюи. Ее обсуждение в разных странах мира привело к рождению новой научной дисциплины — философии образования.
1907
Доверие к детям, признание их уникальности — на этом основаны принципы педагогики итальянки Марии Монтессори. Ее книга «Дом ребенка. Метод научной педагогики» издана издана во многих странах, в России — в 1913 и... 2005 году.
1917
25 сентября в России опубликована первая в мире Декларация прав ребенка. Ее автор, российский педагог Константин Вентцель, пишет о правах детей на жизнь, защиту, счастье и свободу.
1919
При Лиге Наций (предшественнице ООН) создан Комитет по охране детства.
Австрийский философ Рудольф Штайнер предлагает концепцию педагогики, основанной на антропологии ребенка и антропософском понимании личности.
1921
«Дети свободны быть самими собой!» — лозунг школы «Саммерхилл», созданной в Великобритании педагогом Александром Ниллом. Школа успешно работает и сегодня, ее называют самым счастливым учебным заведением в мире.
1946
ООН создает Детский фонд (Unicef) для оказания помощи европейским детям после Второй мировой войны.
«Ребенок и уход за ним» — книга американского педиатра Бенджамина Спока перевернула представление о системе и методах семейного воспитания. Началась эра «свободного воспитания». Позже Спок откажется от идеи вседозволенности и публично попросит прощения у американских родителей за то, что «поломал их жизнь и жизнь их детей».
1959
20 ноября ООН принимает Декларацию прав ребенка, которая в числе других признает право детей «при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь».
1965
«Доверие матери к своим чувствам — ключ к гармоничным отношениям взрослых и детей», — утверждает английский психоаналитик и педиатр Дональд Винникотт. Для западного общества эта мысль стала революционной: раньше многие женщины в США и Европе привыкли следовать советам специалистов, нередко не замечая, в чем действительно нуждается ребенок.
1969
Душа ребенка, его чувства и стремления, воспитание без наказания — впервые в советской педагогике об этом говорит украинский учитель Василий Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям».
1980
В России начинается стихийное движение «Сознательное родительство». Главная идея — естественные роды, сближение с ребенком.
1983
В СССР выходит книга грузинского педагога Шалвы Амонашвили «Здравствуйте, дети!», в которой сформулирован один из главных принципов новой педагогики — гуманистический подход к ребенку.
1986
18 октября учителя-экспериментаторы принимают в Москве манифест «Педагогика сотрудничества». Главная идея — признание свободы и уважения нормой отношений между взрослыми и детьми, учителями и учениками. С этого документа начиналась перестройка советской школы.
1989
20 июля Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка — первый международный документ в области охраны детства, имеющий юридическую силу.
1992
В России принят Закон об образовании — один из самых демократичных в мире.
1995
В Семейном кодексе РФ появилась отдельная глава, посвященная правам несовершеннолетних.
2001
Компьютерные игры набирают все большую популярность среди детей и молодежи. 25 июля Россия стала первой страной в мире, признавшей киберспорт официальным видом спорта.
2007
Государство начинает помогать семьям, решившим завести еще одного ребенка. Материнский капитал можно потратить на улучшение жилищных условий, получение образования или пенсионные накопления матери.
В этом же году начинает вещание первая в России детская радиостанция. Эфир составлен с учетом особенности распорядка дня юных слушателей, содержит познавательно-развивающие и развлекательные рубрики.
2008
Российский мальчик Дима Яковлев, усыновленный американской семейной парой, погибает по неосторожности своего приемного отца Майлса Харрисона. Суд США оправдывает Харрисона, что вызывает бурную реакцию в России. В 2012 Государственная Дума принимает «Закон Димы Яковлева», запрещающий гражданам США усыновлять российских детей.
2009
Писатель Григорий Остер составляет детский вариант Конвенции ООН о правах ребенка. «Права детенышей» рассказывают содержание основного документа простым языком, понятным ребенку. Текст детской версии Конвенции доступен на сайте.
2013
Московская школа 1465 стала первой, предлагающей специальные условия для детей с глубокими формами аутизма. Особое пространство, «ресурсная зона» помогает ребенку адаптироваться, чтобы затем он мог продолжить обучение в обычном классе. Позже в Москве начал работу проект «Ресурсная школа — территория успеха для каждого», площадками которого стали 58 организаций города.
2016-2017
Родителей подростков охватывает паника: в социальных сетях появилась игра «Синий Кит», цель которой — доведения ребенка до самоубийства. Была ли такая организация на самом деле и каковы ее цели, не удалось выяснить до сих пор. Мнение общества разделилось: одни видят в ней серьезную угрозу, другие считают, что роль «Синего Кита» в подростковых суицидах преувеличена.
2018
С 6 по 18 октября в Буэнос-Айресе пройдут третьи летние юношеские Олимпийские игры.
Изначально Олимпийские игры были соревнованием только взрослых спортсменов. В 1998 году в Москве состоялись первые Всемирные юношеские игры, переименованные в 2010 году в Юношеские Олимпийские игры. С тех пор в международных соревнованиях участвуют спортсмены от 14 до 18 лет. Игры проводятся раз в четыре года: с 2010 года — летние, а с 2012 года — зимние.
Елена Хилтунен монтессори-учительница