От редакции 1001:
В пятницу начался 37-ой Московский Международный - событие громкое, нужное и интересное.
Московский Международный Кинофестиваль - один из старейших в мире. Впервые он проводился в 1935 году, председателем жюри был Сергей Эйзенштейн.
Фестиваль продлится до пятницы, так что у вас (если вы в Москве, конечно) есть ещё время сходить на ряд интереснейших картин, которых в обычном кинотеатре и не увидишь никогда.
А пока Андрей Плахов в своей статье для "Коммерсанта" рассказал о двенадцати лентах, показанных в рамках фестиваля.
Читайте!
***
Канэто Синдо и Федерико Феллини, Анджей Вайда и Кшиштоф Кесьлевский, Этторе Скола и Элем Климов — лишь часть внушительного списка победителей конкурса ММКФ за его долгую историю. Бывали времена, когда соревновались не только и не столько фильмы, сколько идеологии, политические системы и страны. Конкурсную программу этого года представляет председатель отборочной комиссии Андрей Плахов
«Арми жива!»
Режиссер Йорн Доннер
Финляндия
Ветеран финского кино и старейший автор конкурса, Доннер известен как писатель, кинокритик, актер, политик, основатель Финского киноинститута и руководитель Шведского киноинститута. Он сотрудничал с Ингмаром Бергманом, написал о нем книгу и продюсировал его фильм "Фанни и Александр". Новая режиссерская работа Доннера посвящена незаурядной женщине по имени Арми Ратиа, стоявшей за легендарным дизайнерским брендом "Маримекко". Ее судьба, закалившая, но и ожесточившая характер,— символическое отражение истории Финляндии в ХХ веке. Декорации фильма разработаны на основе обретшего всемирную славу дизайнерского стиля "Маримекко".
«Анклав»
Режиссер Горан Радованович
Сербия
Как живут сербы в анклавах на территории Косово после создания там отдельного государства? Фильм Горана Радовановича проливает свет на эту не слишком популярную тему. В картине нет политики, и авторы не принимают ничью сторону. Они просто показывают жизнь, как она здесь протекает. В анклаве умирает старик, а кладбище находится на вражеской территории. Все увидено глазами мальчика, которого возят в школу на бронированной машине под флагом ООН, и это вызывает зависть его албанских сверстников. Возможно ли преодолеть травмы недавней войны и подружиться с тем, кто считается врагом?
«Герои зла»
Режиссер Сое Берриатуа
Испания
Поначалу этот дебютный фильм режиссера, выросшего в семье историка кино, напоминает ремейк "Жюля и Джима" Франсуа Трюффо, перенесенный в среду современных тинейджеров. Но только поначалу. Трое подростков, двое парней и девчонка, испытывающие унижение в школе, вырываются на свободу: они вдруг осознают, что могут использовать насилие, чтобы отомстить обществу. Их гнев направлен поначалу против одноклассников, учителей, но постепенно выясняется, что жертвой может оказаться кто угодно.
«Орлеан»
Режиссер Андрей Прошкин
Россия
Городок с чуждым названием Орлеан расположился на берегу соленого озера в алтайской степи. Появление странного господина, который представляется экзекутором, нарушает рутинный уклад жизни: пришелец прозрачно дает понять аборигенам, что им пора расплачиваться за грехи. Жизнь красотки-парикмахерши, хирурга местной больницы и следователя резко меняется. Притча с элементами богоискательства по сценарию Юрия Арабова поставлена Андреем Прошкиным в эксцентрическом жанре, с элементами китча и трэша.
«Лузеры»
Режиссер Ивайло Христов
Болгария
Ивайло Христов — известный актер театра и кино; став режиссером, он начал снимать фильмы о молодежи. Один из них — "Следы на песке" — уже участвовал в конкурсе ММКФ. "Лузеры" — история старшеклассников из провинциального городка, связанных дружбой, влюбленностями и ощущением, что все они обречены прозябать на обочине жизни. Одна из девушек, мечтающая стать певицей, возбуждена предстоящими гастролями знаменитой рок-группы. Столкновение мечты и реальности, обида на общество, агрессия и ростки человечности в жестоком мире — основные темы этого фильма.
«Милый Ханс, дорогой Петр»
Режиссер Александр Миндадзе
Россия--Германия--Великобритания
Времена заклятой дружбы СССР и Германии. На советском заводе немецкая бригада работает с русскими специалистами — инженер Ханс вместе с рабочим Петром, их связывает молчаливая симпатия. Ошибка, повлекшая за собой взрыв печи и человеческие жертвы, становится катализатором напряжения, которое испытывают все герои этой драмы. Завтра начнется война, и все ростки человеческого — дружба, любовь — будут растоптаны. Александр Миндадзе снимает кино, полное ностальгии по этим утратам.
«Будь паинькой»
Режиссер Мипо О
Япония
Режиссер с необычной фамилией Мипо О делает как будто бы банальное кино на школьную тему, но очень быстро оно перерастает в картину нравов общества. Молодой преподаватель конфликтует с родителями, пытается помочь своим подопечным, страдающим от неблагополучия и насилия в семье. При этом фильм ухитряется не стать надрывной драмой, ловко балансируя между социальной критикой и иронической притчей о зле, которое всегда возвращается, когда его вовсе не ждешь.
«Море и летающая рыба»
Режиссер Мехрдад Гафарзаде
Иран
Действие происходит в исправительной колонии для подростков. Один из них — глухонемой, он общается с миром только при помощи рисунков. Однажды главный герой узнает, что отец продал его сестру за долги, и пытается вырваться на волю, чтобы спасти сестру. Режиссер Мехрдад Гафарзаде снял фильм, который можно назвать гимном свободе и духу творчества.
«Арвентур»
Режиссер Ирина Евтеева
Россия
Арвентур — страна, сочиненная Александром Грином и визуально интерпретированная Ириной Евтеевой, режиссером-экспериментатором, которая использует в работе разные кинематографические техники. В основе фильма — два самостоятельных сюжета. Первая часть "Фанданго" строится на противопоставлении реальности (Петербург 1921 года, холод, голод) и прекрасного ирреального мира живописи. Вторая история — "Тайна морского пейзажа" — взята из даоистской притчи о Художнике и Императоре. Император отказывается принять грязь и ужас грубой действительности, так как чары Художника отвратили его от всего, чем он владеет, и заставили желать того, чего у него никогда не будет.
«Дорога»
Режиссер Рана Салем
Ливан
Молодая пара в современном Бейруте. Он — видеохудожник, создающий живые перформансы. Она решает уйти с работы и теперь не знает, как жить дальше. Оба чувствуют себя потерянными во времени и пространстве и решают отправиться в путешествие. Девственная природа и опустевшие селения вызывают в памяти героев картины прошлого, и действительно их путь приводит к дому в горах, где прошло детство мужчины. Но прошлое так же иллюзорно, как настоящее.
«Росита»
Режиссер Фредерикке Аспек
Дания
Фильм характерен для сегодняшней Европы, в которой старые темы по-новому раскрываются в мультикультурной среде. Пожилой вдовец ведет тихую жизнь под одной крышей с взрослым сыном в рыбацком селении на севере Дании. Отец вызывает к себе красавицу-филиппинку: ведь так уже делали многие мужчины в городке. Но вдовец говорит только по-датски, и сын вынужден взять на себя роль переводчика. Между ним и девушкой возникает взаимное притяжение: кажется, что оживает классический сюжет, знакомый по пьесе "Любовь под вязами". Но здесь все будет совсем по-другому.
«Шлагбаум»
Режиссер Жасулан Пошанов
Казахстан
Этот остросоциальный фильм строится на конфликте двух героев. Один, обездоленный провинциал, приехав в столицу, работает на охране в престижном жилом комплексе. Другой, блатной студент, каждый день проезжает через шлагбаум на дорогом авто своего отца-олигарха. Оба стремятся построить свою жизнь собственными силами. Они живут в одном городе, пересекаются в одном дворе, но между ними шлагбаум, созданный богатством и нищетой.