В XV-XVI веках высокая идеологичность становится отличительной чертой японской живописи. Это означает, что в её основе лежал идеал скрытой, тайной, неявной красоты, суть которой именно в недоступности её лицезрения, но в понимании её существования. Этот намёк становится основной и поэтической, и художественной формой выражения; он сводит внешние условности, которые лишь прячут за собой подлинно прекрасное.
И здесь монохромная живопись очень хорошо выражает эти идеи, которые ложатся на дзэнские идеи спонтанного просветления и поиска большой истины внутри маленького человеческого сознания и человеческого духа.
Из конспекта по японскому искусству
Скрытый смысл — то же самое, что и «смысл в глазах смотрящего», преследующий нас с прошлого века. Художник заявляет: «Думайте сами!» Схалтурить легко. Полностью опровергнуть халтуру невозможно.
Тео Сэссю. Вид на Ама Но Хошидате
Японский живописец вкладывает смысл в картину, но не раскрывает его — отдаёт творение на растерзание зрителю. Культурные тренды достигают очередного экстремума в синусоиде и история повторяется: на этот раз уже постмодернисты уверяют зрителя, что в абстракциях и концептах содержится нечто. И вроде бы все понимают, что оно есть, но что именно — предстоит понять через авторские намёки.
Постмодернисты существовали в средневековой Японии и раньше, и позже, и не только в Японии — сто тысяч раз прежде, чем появились те, кого называют постмодернистами.
Этот факт напоминает нам о том, что термины, которыми мы обозначаем течения в искусстве, не могут иметь конкретных критериев без привязки ко времени и авторам.
Эпоха — всегда время.
Принадлежность к ней принято описывать общими чертами, которые не лишены астрологической многозначности: они гибко подстраиваются под разные непохожие друг на друга произведения, скреплённые лишь годами происхождения и узким кругом авторов.
Всё постмодерновое было придумано постмодернистами — конкретными персонажами, которые жили в конкретную эпоху. Даже если что-то похожее существовало до них. Точно так же никто из ныне живущих художников не сможет написать картину в жанре импрессионизм — это удел импрессионистов, и все, кто попробует влиться в течение через сто лет его конца, получат приставки пост-, нео- и постнео-; Точно так же неамериканская готика уже никогда не будет реабилитирована в прежнем виде. Зато в новом — легко.
Рано или поздно нам подадут то же блюдо под новым соусом.
Что есть минималистичный альбом «Focus» Марии Теряевой и Райские вазы Светы Цепкало, если не дзэнская истина, укрытая слоями намёков на красоту? Музылирика, ничуть не менее идеологичная, чем сама японская живопись, построенная на экивоках и недомолвках, маскирующая прекрасное. Её вынуждены называть новым словом — ответом на вопрос «Что всё это значит?». Японцы свою нишу уже забили.
Тальник, Райские вазы. Инсталляция — aqnb.com
Что интересно, Япония, особенно древняя, — страна уникальная, закавыченная. Власти не выпускали своих граждан наружу и гнали взашей приезжих иностранцев, в результате чего — полное отсутствие влияния нашей европейской, аристотелевской культуры. А выводы у японцев те же, что и у нас, пусть и в разное время.
Уж не значит ли это, что плоды творческого труда рождаются не внутри конкретного творца, а где-то выше, в абсолюте, по объективным принципам, не описанным пока человеком?
Существование идеи, дарующей способность к созиданию, объяснило бы схожесть творческой мысли разных художников с разным бэкграундом. Художник-передатчик, художник-кисточка в руках Творца, художник-посыльный, как мессия, призванный донести до людей эту идею — вне времени и пространства от средневековой Японии и до наших дней он твердит нам, что смысл точно есть, но его никто не объяснит.
Так что думайте сами.
Василий Исаков