Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Джигитлер

Рецензия на фильм «Спасибо деду за Победу»

Внучек спрашивает: — Дедушка, ты был в партизанах? — Да, был. — А тебе страшно было? — Да, было. — А что было самое страшное? — Ну, это когда тебя немцы в плен берут и пытают, а если ты не скажешь, где партизаны, тебя убьют. Внучек спрашивает: — А ты в плену был? — Был. — А тебя пытали? — Пытали. — И что? — Ну что, убили меня.

Год на год не приходится, и 9 мая не всегда выходит такое количество фильмов про войну, как в 2019-м. Иногда бывает один-два фильма, иногда целой очередью из опусов стреляют в ногу российского проката. Фильмов «под войну», стилизованных под военные, хотя имеющих лишь косвенное отношение к теме ВОВ, так много, что с 9 мая на 10 перенесли, например, фильм Лунгина «Братство», он как раз о войне, но о другой, в Афганистане.

В День Победы выходят и классические шедевры о войне («Летят журавли» 9-10 мая), и новые весомые высказывания («Война Анны» с 9 по 12 мая). Один из фильмов о Второй мировой, но не драму, а чуть ли даже не комедию под названием «Спасибо деду за Победу», и вовсе выпускают с 1 мая, наперекор «Мстителям», мечтая охватить еще и семейную аудиторию.

В этом году есть очень конкретный тренд в том, как активно бюджетируемые Минкультом режиссеры решили переосмыслить образ советского солдата-освободителя, пол-Европы прошагавшего, пол-Земли; превратить его из застывшего над Вечным огнем в решительной позе неизвестного спасителя в человека. Через неделю выйдет картина «На Париж!», но там ветераны, только освободив Европу, решают поехать в Париж, чтобы зайти в бордель (об этой работе поговорим на следующей неделе). «Спасибо деду за Победу» так не жестит, но все же весьма неожиданно поступает с пожилым солдатом, рассказывающим о своих подвигах: фильм дает ему право на выдумку и преувеличение.

Вся суть фильма выражена в его первой сцене.

Джигит (его играет сам постановщик Теймураз Тания, он актер, это его режиссерский дебют) вбегает по ступенькам мимо свастик и узнаваемых черных орлов в штаб нацистов. Вокруг круглого стола стоят гады, среди них — Гитлер, отвечающий джигиту по-русски: «Ну, я Гитлер», после чего джигит отрывает его почему-то длинные усы, как у персонажа «Деревни дураков», и под носом у Гитлера остается лишь его знаменитая щеточка. Дальше к этой сцене, очень забавной, напоминающей обычно поносимый и порицаемый, но в узких кругах считающийся контркультурным и удачным фильм «Гитлер, капут!», пытаются добавить нормальный сюжет. Егор Бероев, с трудом и неохотно имитирующий кавказский акцент (в этом фильме подобных актеров-страдальцев немало), задолжал какому-то другу семьи сто тыщ долларов. Чтобы их достать, он берет сына и едет в Абхазию к деду (Адгур Малия), чтобы уговорить его продать фамильный лес (?).

ока Бероев разбирается с кредиторами, а плохо играющий ребенок (извечная проблема российского кинематографа) осваивается с абхазскими, но столь же неловкими сверстниками, дед рассказывает одну изумительную историю за другой: как он играл с Гитлером в нарды и выиграл, как он его обманул и выкрал себе жену-партизанку из плена, как подарил ему в конце войны пистолет, чтобы он застрелился, как приличный человек. Военная жуть в этом фильме с патриотическим названием, не внушающим никакого доверия, утоплена глубоко в мир подчеркнуто нереалистичной байки.

«Спасибо деду за Победу» не лишен постмодернистского остроумия и этим напоминает совсем недавнюю картину «Папа, сдохни» (собственно, ее постановщик Кирилл Соколов работал у Тании режиссером монтажа). Согласитесь, начинание похвальное: пока реальность анекдотизируется, а юмор, напротив, подвергается цензуре и самоцензуре, чтобы никого ни в коем случае не оскорбить, стоит выстрелить таким фильмом, не преуменьшающим подвиги и победы дедов, а, наоборот, превращающим их в кинокомикс, куда более выразительный, чем очередное гипотетическое кино с насупленными актерами, стоящими у бутафорских пулеметов в ненастоящих окопах.

Пусть даже вся линия о сверхсильном и сверххитром джигите полностью позаимствована из бертоновской «Крупной рыбы», пусть это лишь анекдот про «Ну что, внучек, убили меня», повторенный раз пять с разной интонацией. К сожалению, навязчивая линия якобы для детей (хотя самим детям совершенно точно больше понравятся приключения бравого джигита) все продолжается и продолжается, все учит и учит доброму-вечному, стремясь к отчаянно невыразительной концовке, которая почему-то учит любви к семейному наследию предков. Но тренд этот, который «Спасибо деду за Победу» поневоле возглавит, удивляет: кажется, с годами все ближе сдвиг сознания, когда люди перестанут представлять себе в голове вместо реальных событий ВОВ псевдорелигиозные патетические сцены сокрушения бравыми красноармейцами обезличенной мрази, а начнут осмыслять историческое наследие, с которым нам, к сожалению или к счастью, еще жить века. И это вовсе не кощунственно, а совсем даже наоборот.

 Егор Беликов

Источник

315


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95