Согласно недавнему исследованию крупного маркетингового агентства, наиболее популярными товарами, которые россияне хотели бы чаще видеть на магазинных полках, стали полностью натуральные продукты (80%), без искусственных ароматизаторов (73%) и красителей (72%), а также без ГМО (68%). Правда, часто на этих чувствах потребителей играют производители. АиФ.ru вместе с Российской системой качества объясняет, что нужно знать, чтобы не попасть на уловки.
«Эко» не вредит лишь природе
Самая «продаваемая» приставка — «Эко». Такой потребители охотно верят и готовы переплачивать за экологически чистые продукты в два-три раза. Однако есть одно «но». «Приставка „Эко“ означает (согласно ГОСТам), что в течение всего жизненного цикла товара (при производстве, транспортировке, хранении, использовании, утилизации) риски ущерба для окружающей среды минимизированы по сравнению с аналогичными товарами, — говорит пресс-секретарь Роскачества Марта Галичева. — То есть в данном случае можно говорить лишь о том, что „эко“-продукция наносит меньше вреда окружающей среде, нежели соседи по полке. К качеству самого продукта это отношения не имеет».
Обратный смысл мы видим в маркировке «Органик» и «Натур», которые, согласно отмененным СаНПиНам, говорят об отсутствии в сельхозпродуктах антибиотиков, пестицидов, полифосфатов. Однако сегодня в России нет четкой законодательной базы, а следовательно, и сертификации на эти маркировки. «Органик» или «Натур» — такой же маркетинговый инструмент.
Молочное «Био»
Одна из самых интересных маркировок — «БИО». Если зайти в магазин, нас окружат не столько биопродукты, сколько биохимия и биокосметика — стиральные биопорошки, зубные биопасты и даже биошампуни. «Интересно, что название БИО относится исключительно к молочной продукции, обогащенной пробиотиками и/или пребиотиками. Все остальное — фантазии производителей, не основанные на каких-либо внятных критериях, — разъясняет Галичева. — Но так как обязательная сертификация на такую маркировку также отсутствует, это не нарушение каких-либо законов, а лишь маркетинговый ход. Но если вспомнить, что „БИО“ — значит „жизнь“, смысл такой маркировки на зубной пасте может показаться весьма подозрительным».
Под одну гребенку ГМО
Необоснованный страх перед ГМО разные эксперты оправдывают непониманием людьми основ генетики и генной инженерии. 68% респондентов исследования копании Nielsen ответили, что хотели бы видеть на полках магазинов продукцию без ГМО. Подобный спрос также породил маркетинговые инструменты — на многих продуктах мы видим кричащую надпись «без ГМО», иногда такое применение неоправданно. Например, на этикетках 10% исследованной Роскачеством соли гордо красовалось: «Без ГМО». При этом, соль более чем на 99% состоит из кристаллов хлорида натрия. Разумеется, кристаллы никаким образом «генномодифицировать» невозможно, у них элементарно нет генов. Поэтому соли с ГМО не может быть в принципе. Производители, видимо, надеются, что такая маркировка может положительно сказаться на продажах.
Масло масленоЕ
Похожие курьезы встречаются и на этикетках растительного масла. «Многие производители подсолнечного масла заявляют об отсутствии холестерина и высоком содержании витамина Е», — добавляет Марта Галичева. Стоит напомнить, что холестерин может содержаться в продуктах только животного происхождения. В растительном масле холестерина точно нет. Зато в каждой бутылке масла всегда будет витамин Е за счет богатого им подсолнечника.
То же самое касается и «витаминизированных яиц»: каждое яйцо содержит в себе определенный комплекс витаминов: А, Е, D3 и омега жирные кислоты. «Желтый желток» и «насыщено витамином А» — не аргумент. «Подсолнечное/оливковое/рапсовое масло без холестерина»: холестерин может быть только в продуктах животного происхождения. «Шоколад с витамином В»: настоящий шоколад всегда насыщен В1, В2, В5, В6, В9, В12, С, Н, РР. В противном случае это не шоколад.
Елена Плотникова