Бывший гендиректор «Русской медиагруппы» Сергей Кожевников, уволенный со скандалом, рассказал нам, как он оценивает создание «патриотического медиахолдинга». Сейчас конфликт продолжает развиваться вокруг премии «Золотой граммофон» - Киркорова, например, собираются заменить на Тимати.
«Все это очень напоминает мне историю кликушества и доносов эпохи культурной революции в Китае, или в Советском Союзе в 1937 году», - говорит Кожевников о ситуации вокруг «Русской медиагруппы».
Филипп Киркоров должен был стать в ноябре рекордсменом-юбиляром - единственным 20-кратным обладателем «Золотого граммофона» на 20-й церемонии вручения этой музыкальной премии. То есть только он, солнцеликий и миндалеокий (и больше никто!), ни на год не оставлял страну и народ на голодном поп-пайке без своих нетленных виршей! И народ бы, конечно, ликовал… Если бы не вероломный аншлюс и аннексия этого «Граммофона» и всей «Русской медиагруппы» новоиспеченным «патриотическим медиахолдингом». Хронику боевых действий на полях шоу-бизнеса «МК» тщательно воспроизводил все последние недели.
Теперь торжествует заклятый друг Киркорова. Вместо 20-минутного (по минуте за каждый победный год) феерического выступления поп-короля зрителям будущего шоу обещан другой 20-минутный сет (не ясно, правда, пока – по минуте за что?) от… Тимати. Зато - с «патриотическим рэпом». Обслушаться! Возможно, мы также насладимся опусом «В сей исторический момент надежд, тревог и испытаний примите, друг наш, президент, страны сердечное признание» от эстрадной гранд-дамы Маши Распутиной и откровением юного таланта ВладимИра: «Родился я в тот день и час, когда вознес Его народ, и он в Кремле дал клятву мне и всей огромнейшей стране, и крест который год несет, и чтит Его весь наш народ…». Все-таки холдинг-то теперь «патриотический». В общем, не премия будет, а форменное роскошество и загляденье.
Радость, однако и почему-то, совершенно не разделяет абсолютное большинство артистов – от матерых звезд до новомодных стартаперов, - которые прежде ждали церемонию с нетерпением и предвкушением. Более того, они так возмущены, что сбиваются в группы сопротивления, ропщут и даже пишут письма протеста тому, кто «крест который год несет».
Тем временем, Сергей Кожевников, который 19 лет был генеральным продюсером этого шоу, вернувшись недавно из отпуска, обнаружил, что он уже не генеральный директор «Русской медиагруппы». Его уволили, а процесс подготовки премии, разумеется, застопорился, потому что рвущиеся к медиавласти шоу-патриоты начали менять коней прямо на переправе. Позвали из варяг (с ПМЖ в Финляндии) бывшего соратника г-на Кожевникова, с которым они вместе начинали проект, Сергея Архипова (что «МК» подробно описывал), но тот через неделю, поняв, что вляпался в ту еще историю, подал в отставку…
- Будет хорошо или плохо, но это уже не «Граммофон», - поделился г-н Кожевников с «МК» своими ощущениями от перипетий бушующей битвы из-за «патриотического медиахолдинга», - Это все равно как если бы вы пришли на балет «Русалочка», а вам вместо него показали «Жизнь за царя». Может, и хорошо, но совсем не то, что вы хотели. Девятнадцать лет существовал «Золотой граммофон», где были понятные принципы отбора артистов. Это был национальный хит-парад. Песни тестируются, худсовет их смотрит, в течение года они звучат на «Русском радио», набирают голоса, и самые лучшие, те, которые продержались больше 20 недель в чарте, попадали в финальный концерт.
- Это были объективные данные на основе ротаций, так?
- Совершенно верно. Поэтому и артисты, и публика заранее знали, что, если артист набрал необходимое количество недель, то он стопроцентно попадает на церемонию и ему вручат статуэтку.
- А как теперь-то будет?
- Теперь вдруг появляются какие-то люди, которые говорят: мы все сделаем по-другому, не так, как было до этого. Почему, зачем, для чего?! Непонятно. Главное, чтобы по-другому. Только не понятно – у них в качестве главной была претензия к новогодним огонькам. Но это не по адресу, это не к нам – мы не делаем новогодних огоньков. Если вам не нравится, что делается на новогодних огоньках, то это претензии к руководителям федеральных каналов, а не к нам.
- Подготовка к церемонии, однако, шла уже несколько месяцев. Теперь все коту под кисельный хвост?
- Мы уже писали сценарий, обсудили всю концепцию с режиссером Андреем Сычевым, репетировали с ведущими, ставили номера, а они всегда сложные, постановочные, технологичные. Уже продано 40 процентов билетов, между прочим! И сейчас вдруг меняются правила игры, а вместо тех, кого публика ожидает увидеть, предлагается некий сборный концерт – непонятно из кого и чего состоящий, без внятной сценарной и концептуальной позиции. Допускаю, что там будут даже какие-то уважаемые артисты, только они не имеют никакого отношения к «Золотому граммофону».
- Зато Тимати объявил 20-минутный сет патриотического рэпа! Вместо юбилейного блока Филиппа Киркорова. Называться, видимо, будет «давайдосвидания». Он, наверное, сейчас такой счастливый, этот Тимати, его звездный час…
- Когда Тимати сказал, что у него будет 20-минутный сет, я был в недоумении. Не важно, как вы относитесь к творчеству того или иного артиста, но он либо в «Граммофоне», либо нет. Вот, молодой артист Егор Крид, очень популярный у молодежи, безусловно, в «Граммофоне» и должен был заслуженно получать свою награду. Другие какие-то артисты по итогам года не попадали на церемонию, и непонятно, почему теперь они должны выступать вместо тех, кто заслужил свою награду.
- Наверное, отныне важен принцип личной преданности (новому руководству)? Другое даже на ум не приходит. И наскребают, вот, по углам штрейкбрехеров…
- Видимо, да. Более того, тем, кого сейчас туда зовут, обещают большой эфир, который на самом деле вовсе не гарантирован. Канал ставил это шоу в эфир и повторял его несколько раз в году именно потому, что было гарантированное качество и самого шоу и соответствующего лайн-апа, подборки артистов.
- А сейчас кот в мешке?
- Кот в мешке – точно! Мол, вы нам поставьте (в эфир), а на законный вопрос: «А что это будет?» - никакого вразумительного ответа нет. А я уже сейчас готов предоставить списки всех песен и номинантов, которые должны были получать свои награды. Кто будет в этом «пседвограммофоне», непонятно, кажется, даже самим его организаторам.
- Но ты теперь уже не руководство…
- Но я, вообще-то, еще акционер и член совета директоров.
- И будешь в этой ситуации отстаивать честь бренда и чистоту принципов?
- Безусловно. Правда, сейчас ситуация такая, что непонятно, с кем разговаривать. Сергей Архипов, проработав несколько дней, написал заявление об уходе…
- Оставив в соцсетях чудное определение «гопконцерт» в адрес новых владельцев…
- Да уж, яркая фраза! И вот этот «Гопконцерт» пытается сесть сейчас на «Золотой граммофон», не имея, кстати, на сегодняшний момент ни юридических, ни иных полномочий для этого. Пока нет ни сделки, ни даже оферты. Г-н Киселев везде заявляет, что он уже, или скоро, новый акционер. Это «скоро» длится уже больше двух месяцев. И самым большим позором будет конечно это шоу, которое выдают теперь за «Золотой граммофон».
- Однако, процесс сопровождается пропагандисткой атакой на тему патриотизма, засилья «засидевшихся звезд», продюсерских кланов, не дающих дорогу молодым…
- Увы, но Киселев совершенно безграмотный в этом вопросе человек. Я могу показать статистику, графики. Если взять первые 15 радиостанций в московском диапазоне (я уже не говорю про всю страну), то только три из них крутят современную новую музыку – «Русское радио», «Европа плюс» и NRJ. Остальные специализируются на более архаичной или более взрослой музыке, а из этих трех именно мы даем новинки на русском языке. И именно эту радиостанцию обвиняют в том, что она не дает… русскую музыку или «зажимает» новых артистов. Паноптикум! Бред, который трудно даже комментировать. За последние два года на радио появилось порядка 75 новых и молодых артистов! Кто-то сделал яркую карьеру, как те же Егор Крид или M-Band, ставшие звездами в один час, кто-то не сумел доказать своей творческой состоятельности и ушел в тень, кто-то ушел в альтернативу, кто-то наоборот сумел альтернативную по сути концепцию сделать востребованной у массового слушателя, как певица Юта. У всех по-разному, но талантливое и яркое, конечно, пробивает себе дорогу. Не всё, к сожалению, талантливое и яркое.
- То есть, ты считаешь, что музыкальный процесс идет успешно и естественным образом, и все не так ужасно, как описывает г-н Киселев, мотивируя свое намерение установить в шоу-бизнесе новый порядок?
- Есть много вкусовых вещей, кому-то нравится одно, кому-то другое. Диапазон оценочных суждений бесконечен. Но мы тратим большое количество денег, для нас каждые две недели социологи делают специальные тесты, где у нас есть четкое отслеживание тенденций, а не просто, знаешь, «одна баба сказала». Это не частные вкусовые вещи, а исследования реальной аудитории, ее отношения к тем или иным песням, музыкальным трендам и т.д. Это не мои вкусы, или кого-то из руководства. У меня есть друзья, те же Володя Пресняков или Алена Свиридова, которых я знаю тысячу лет, но то, что они делают в последнее время, гораздо меньше нравится аудитории, чем то, что делают, например, Григорий Лепс или Наргиз.
- Ты пытаешься апеллировать к аргументам разума и логики, забывая о мотивах адресата. Там же – «патриотический медиахолдинг»! Там же – «смерть врагам»! А ты все о каких-то тестах…
- Увы, ты прав. Все это очень напоминает мне историю кликушества и доносов эпохи культурной революции в Китае, или в Советском Союзе в 1937 году, когда не важно, что и где правда, а важна красивая и правильная идеологическая вывеска, которая лишь инструмент расправы с теми, с кем надо расправиться. И, к сожалению, святое для каждого человека понятие «патриотизм» используется совершенно в грязной игре. А демагогия о «засилье мафии» и каких-то «вечных именах»... Г-н Киселев тридцать лет носится с группой «Земляне», а единственные молодые артисты, которых он предлагал «Русскому радио», были его дети. Это, видимо, единственные молодые артисты, которых он знает.
- В артистической среде тем временем началось брожение. Артисты грозят разорвать сотрудничество с новым руководством медиагруппы, забрать свои песни из эфиров. Много уже забрали?
Не могу сказать, потому как не в курсе, но знаю, что такое брожение, безусловно, есть. А после угроз и шантажа, этих подметных «писем творцам», которые разосланы артистам якобы от имени РМГ, а на самом деле они шли с личной почты, после всего этого бреда, ничего, кроме негатива, у реальных звезд и артистов это не вызывает. Никто не хочет выстраиваться по ранжиру перед Киселевым и целовать ему руки.
- Но еще есть «высшие силы». И складывается ощущение, что им там как-раз глубоко фиолетово до всей этой лирики с графиками и статистикой. А от них, похоже, зависит все-таки исход противостояния, не так ли?
- Надеюсь, что большие руководители, когда вернутся из отпусков, все-таки наведут порядок. Потому что нельзя потакать подобным людям, даже если они прикрываются рассказами про свою близость и знакомство с президентом. Более того, я уверен, что президент даже не в курсе.
- Но на многих это действует, как удав на кролика…
- Безусловно. Потому что мы видим перед собой смесь Шарикова, Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова – колоритный образ, в чем-то даже магический. Надеюсь однако, что здравый смысл и ответственность перед публикой возобладают в итоге. Лично мне не нужен какой-то триумф, мне нужна просто спокойная и нормальная работа со своими коллегами, музыкантами, продюсерами, которые приводят к успеху у аудитории те или иные произведения. Именно от этого я получаю радость – и человеческую, и профессиональную.