Итальянский кинематограф славен своей хоррор-школой. Взять хотя бы Дарио Ардженто или Ламберто Баву.
Но лента, о которой пойдёт речь в этой заметке, произвела впечатление своей небанальностью. А именно, «камерным» характером собственного сюжета.
Называется она «Один день конца света». Во всяком случае, такое имя дали ей наши переводчики.
Что подразумевается под «камерностью»? Ограниченность пространства, в котором разворачивается действие.
Из подобных фильмов на зомби-тему во время просмотра «Одного дня…» вспомнилась лента «Мэгги» с Арнольдом Шварценеггером и, если не ошибаюсь, очаровательной Элизабет Пью. Картина тоже по-своему уникальная: чуть ли не первый виденный мной «кроссовер» зомби-хоррора и психологической драмы.
Не буду спойлерить и пересказывать сюжет: вдруг кто-то из тех, кто это кино не видел, захочет посмотреть. Упомяну только, что в «Мэгги», если правильно помню, почти всё действие происходит в одной локации – доме, где живут главные герой и героиня. Это обстоятельство и придаёт «камерный» характер картине.
В «Одном дне конца света» локация ещё больше суживается, и, соответственно, повышается «градус камерности».
Дисклеймер: боюсь, в дальнейшем изложении без спойлеров не обойтись…
Так вот: в итальянском фильме место действия «суживается» фактически до пределов одного отдельно взятого лифта. Начинается картина с того, что главный герой — преуспевающий молодой римский бизнесмен — едет на работу в офис. Тревожным контрапунктом во время езды звучат сообщения по радио об охватывающих итальянскую столицу беспорядках…
Герой наш, опаздывая на важную встречу, добирается до здания, в котором работает, и заходит в лифт, в котором «успешно» и застревает… Чтобы провести в нём почти весь фильм.
Тем временем Рим (а может, и не только, — из фильма не ясно, насколько широк масштаб разразившейся эпидемии, как не ясны и её причины, да они и не важны) постепенно накрывает ужас зомби-апокалипсиса. Бедствие настигает нашего героя в застрявшем лифте, и всё действие ленты он проводит в этом изолированном пространстве, частично открыв доступ к миру за пределами лифта, вручную раздвинув двери подъёмника между этажами.
Зомби, конечно, спустя некоторое время его обнаружат и будут пытаться проникнуть внутрь лифта, а нашему герою придётся отбиваться от них с помощью подоспевшего то ли карабинера, то ли военнослужащего. В конце фильма бизнесмен таки выберется из лифта, но что будет ждать нашего героя после этого — остаётся за кадром… В общем, открытый финал.
Оптика фильма соответствует его камерности. За исключением начала и конца ленты (когда герой, соответственно, едет на работу и выбирается из лифта), нам показывают только лифт и его окрестности. Весь «экшн» и все диалоги протекают в этом пространстве.
При этом снято всё красиво и увлекательно, действие держит в напряжении, и картину действительно интересно смотреть. Яркий пример того, как в пространстве одного лифта можно снять если не шедевр, то вполне смотрибельный и достойный фильм.
Истинному синефилу всегда приятно встретить подобные замечательные образцы киноискусства.
Дмитрий Манченков