Уходящий год был богат на аресты и посадки коррупционеров. В то время как обычные колонии потихоньку «разгружались», так называемые зоны для б/с (бывших сотрудников органов власти — прокуроров, полицейских, таможенников, налоговиков и т.д.), наоборот, оказались забиты до отказа. Во ФСИН недавно заявили, что не успели построить очередную тюрьму для них, как та уже полностью заполнена! Может это говорить об успехах в борьбе с коррупцией или это только подтверждает ее провал? И как ведется такая борьба в других странах?
Об этом «МК» рассказал евразийский комиссар ЕОЭС (Евразийская организация экономического сотрудничества) по вопросам противодействия коррупции, член комитета Глобального договора ООН в РФ Анатолий ГОЛУБЕВ.
— Анатолий Юрьевич, согласитесь, что, несмотря на образование огромного количества антикоррупционных организаций, советов, рабочих групп и т.д., фактов коррупции стало больше?
— Вы правы, нельзя говорить не только о победе над коррупцией, но и о заметном ее снижении. К сожалению, усилия властей пока что не привели к существенному результату, а в отдельных случаях эксперты даже констатируют рост коррупции.
— Но почему?
— Причин тому много. Борьба с коррупцией — это не посадки и аресты, а системная работа по выявлению и устранению причин и условий, способствующих ее процветанию. Сегодня, к сожалению, противодействие коррупции ограничивается разработкой программных документов, определением ответственных за их реализацию должностных лиц и периодическим заслушиванием отчетов с требуемыми показателями. Вот и все. Во главу угла при оценке ставится не мнение общества, а количество принятых нормативных правовых актов, проведенных проверок, экспертиз, а также возбужденных дел в отношении отдельных коррупционеров. В результате чиновники просто меняются местами: одних сажают, другие занимают их кресла.
Люди не слишком доверяют всей этой борьбе. Чаще всего подобная ситуация складывается в странах с невысоким уровнем благосостояния основной части населения, а также там, где наблюдается достаточно высокое отчуждение власти от общества.
Наиболее болезненным фактом служит отсутствие у граждан реальной возможности получить в установленные сроки те или иные услуги, положенные им по закону без поборов и подношений. При возникновении подобного рода ситуаций достаточно сложно объяснить человеку, что он не должен давать взятку, когда его близкий лежит на операционном столе.
Ну и, разумеется, одной из основных причин, на мой взгляд, является отсутствие стабильности. Только в условиях стабильности человек может спокойно работать, планировать свое будущее, реально оценивать возможности и быть уверенным в завтрашнем дне. А когда люди не знают, что их ждет, а правила и законы постоянно меняются, они понимают, что если сегодня не урвать, то завтра может быть уже поздно.
— Я слышала, что сотрудники некоторых организаций антикоррупционной направленности сами оказываются замешаны в различных махинациях. То есть с коррупцией борются коррупционеры. Как подобного не допустить?
— Общественные объединения, объявляющие борьбу с коррупцией в качестве одного из своих главных приоритетов, существуют практически повсюду, где у населения есть какая-либо реальная возможность самостоятельной социальной активности. По-моему, вовлечение, скажем так, в особые взаимоотношения сотрудников организаций практически сведено к минимуму. Наибольшая вероятность вовлечения в коррупционные схемы присутствует у тех общественных организаций, которые пытаются подменить работу правоохранительных органов и делают вид, что активно занимаются оперативно-разыскной деятельностью.
Поэтому я бы не стал путать борьбу с коррупцией и борьбу с коррупционерами. Задачи по борьбе с коррупционерами возложены исключительно на правоохранительные органы. Когда в поле деятельности правоохранителей попадает отдельный представитель власти, то он использует все доступные возможности, чтобы уйти от ответственности, и в этих случаях коррупционные риски более чем высоки. Наиболее действенным механизмом по противодействию возникновению коррупционных факторов в подобного рода случаях является работа, организованная в рамках межведомственного взаимодействия ФСБ, СК, МВД, и, как показывает практика, именно в этих случаях коррумпированному чиновнику редко удается уйти от ответственности.
— Какая сфера сейчас коррумпирована больше всего?
— Если судить по обращениям граждан в нашу организацию, то наиболее подвержены коррупции ЖКХ, здравоохранение, образование.
Большое количество жалоб поступает на правоохранительные органы, но эти жалобы в подавляющем большинстве случаев исходят от бизнес-сообщества.
То есть наиболее ярко выраженные и болезненные для граждан случаи коррупционных проявлений происходят там, где люди вынуждены сталкиваться с чиновниками в своей повседневной жизни.
— Чему сегодня равен средний размер взятки?
— Совсем недавно на заседании коллегии ГУ МВД по Москве руководитель главного управления Олег Баранов заявил, что средняя сумма взятки по выявленным в Москве коррупционным преступлениям — 614 тысяч рублей. Если исходить из логических размышлений господина Баранова, то самой коррумпированной структурой является МВД России, так как найденные суммы сбережений полковника МВД РФ Захарченко пока еще никто не переплюнул.
Хотелось бы напомнить, что граждане России платят налоги и содержат на них огромное количество контролирующих и надзирающих органов исключительно для того, чтобы предотвращать коррупционные преступления, а не затем, чтобы рассказывать народу, сколько у него опять украли.
Средняя сумма взятки — это как средняя температура по больнице, когда одна половина пациентов в морге, а вторая в реанимации, но в среднем 36,6 и все здоровы. Еще большим бредом считаю высказывания отдельных должностных лиц, измеряющих нанесенный вред от коррупционных преступлений в денежном эквиваленте. То есть человек, давший взятку в 50 долларов и прошедший без досмотра на борт самолета, совершит, по их мнению, малозначительное преступление. А как оценить последствия? И сколько будет стоить жизнь сотен людей, которые подвергаются реальной опасности в случае попадания на борт самолета взрывчатых веществ?
— Какое государство борется с коррупцией эффективнее всего? Китай?
— Наиболее горячие дискуссии идут по поводу многочисленных случаев раскрытия фактов коррупции, арестов коррупционеров высокого уровня, ну и, разумеется, количества чиновников, приговоренных к высшей мере наказания в Китае. При этом никто из выступающих не говорит, что, несмотря на все принимаемые властями репрессивные меры, уровень коррупции в Китае растет.
Полностью избавиться от коррупции не удалось еще ни одному государству, но при этом таким странам, как Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция и Сингапур, удалось снизить ее уровень до социально терпимого и создать условия, при которых коррупция не затрагивает интересы рядового обывателя. Хотелось бы особо отметить, что в этих странах основную роль в борьбе с коррупцией играет не государство, а средства массовой информации и институты гражданского общества, так как именно они дают оценку работе властей.
— Можете привести пример новаций, которые реально помогли справился с коррупцией?
— Разумеется. Служба одного окна, электронный документооборот, камеры на дороге, электронная очередь. Там, где власти идут по пути устранения условий, порождающих коррупцию, ситуация реально меняется в лучшую сторону.
— Правда, что воспитанные в династиях врачей/учителей/полицейских реже берут взятки и вообще меньше подвержены коррупции, чем в других семьях?
— Действительно это так, но ровно до тех пор, пока человек не устраивается на госслужбу. Если коррумпирована сама система, то человек вынужден либо встроиться в нее и играть по установленным правилам, либо она его отторгнет как инородное тело. Ну а в случае активного сопротивления — подставят и посадят.
— Приведите пример коррупционного случая, который вас самого удивил.
— Был один необычный случай, который запомнился. На прием пришла интеллигентного вида женщина и сообщила, что два года назад она дала взятку за то, что ее сын не пойдет служить в армию. По истечении двух лет подросток сам пошел в военкомат и заявил о горячем желании отдать долг Родине. В результате его, конечно, призвали на воинскую службу, а мама стала обивать пороги правоохранительных органов с требованием вернуть взятку обратно, т.к. оплаченная ею услуга не была выполнена. По всей видимости, она не нашла понимания у правоохранителей и решила обратиться с жалобой на их бездействие к нам.
— Это случай показателен для российского менталитета. Скажите, а стали меньше воровать с ужесточением ответственности за коррупцию?
— Как показывает международная практика, ужесточение наказания за коррупционные преступления неизбежно приводит к росту коррупции. Под страхом угрозы разоблачения чиновник обрастает посредниками, в результате суммы взяток и откатов увеличиваются, а вся коррупционная нагрузка ложится на плечи общества.
Самое страшное, что в институт так называемых посредников втягивается еще большее количество граждан, принимающих непосредственное участие в реализации различных коррупционных схем.
— Что нас ждет в плане коррупции в ближайшие годы?
— Сегодня в России принято достаточно хорошее антикоррупционное законодательство, созданы структурные подразделения по противодействию коррупции, включаются в работу институты общественного контроля и средства массовой информации. По идее, уровень коррупции будет постепенно снижаться. Будем на это надеяться.
Автор: Ева Меркачева