Экстраверсия и интроверсия – так что же это такое на самом деле? Прежде чем продолжать говорить о соционике, разберёмся в терминах, чтобы исключить путаницу в голове.
Первым учёным, кто ввёл в оборот оба эти понятия, был Карл Густав Юнг. В своей книге «Психологические типы» (1921) он очень подробно изложил определение двух видов установок – экстравертной и интровертной.
Юнг говорил, что они указывают направление либидо (либидо он, кстати, понимал несколько иначе чем Фрейд, подразумевая под этим словом жизненную энергию вообще, а не только сексуальное влечение).
По мнению Юнга, экстравертная установка ориентирует человека на внешний, объективный мир; интровертная установка – на внутренний, субъективный.
Юнг утверждал, что интроверсия и экстраверсия наблюдаются в одном и том же человеке, но обычно одна из них доминирует и является сознательной, тогда как другая занимает низшее положение и является бессознательной. Если «Я» в отношении мира будет преимущественно экстравертировано, то личное бессознательное будет интровертировано. Бессознательная подавляемая установка может проявляться, например, в сновидениях.
Например, так Юнг раскрывал эти понятия на одной из конференций:
Итак, экстраверсия налицо всюду, где человек сосредоточивает свой основной интерес на мире внешнем, на объекте, которому и придаётся существенная важность и значимость. Напротив, интроверсия имеется там, где внешний мир подвергается своего рода обесцениванию и презрению, где важным и значимым становится самый субъект, как таковой жадно завладевает всеми интересами человека и становится в собственных своих глазах, так сказать, единственною строкою, которая вносится в счёт.
В 1947 году Ганс Юрген Айзенк в своей книге «Измерения личности» разложил по полочкам факторный анализ личности.
Изначально Айзенк интерпретировал экстраверсию-интроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения. Он считал, что для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость. Для интровертов характерно быстрое формирование возбуждения, его сила (это связано с лучшим образованием у них условных рефлексов и их обучением) и медленное формирование реактивного торможения, слабость и малая устойчивость.
По Айзенку типичный экстраверт – личность общительная, направленная на развитие контактов вовне, широкий круг знакомств. Он добродушен, весел, беззаботен и оптимистичен. Для него типична импульсивность, вспыльчивость, реагирование под действием момента. Он имеет склонность к агрессивности. Экстраверт оптимистичен, строгий контроль поступков не проявляет, склонен к риску.
Несколько иначе Айзенк описывает типичного интроверта. Типичный интроверт – человек спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу, даже замкнутый. Он сдержан, отдалён от всех, кроме близких людей. Серьёзно относится к принятию решений, склонен планировать и обдумывать действия заранее, а не отдаваться внезапным побуждениям. Интроверт любит порядок во всём, высоко ценит моральные нормы. Свои чувства контролирует, его сложно вывести из себя. Склонен к пессимизму.
Так. Вы ещё не запутались? А если я скажу, что в разные годы разными исследователями экстравертам и интровертам приписывалась разница в... ношении одежды и прослушиванию музыки? Например: «Согласно одному исследованию, экстраверты склонны носить более декоративную одежду, в то время как интроверты предпочитают практичную, удобную одежду». Или: «Экстраверты чаще любят более оживлённую, традиционную и энергичную музыку, чем интроверты».
В своей типологической модели акцентуаций (1976) Карл Леонгард в числе 12 типов выделил типы личностного уровня: экстравертный и интровертный.
Экстраверт по Леонгарду – это конформист, личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт – личность волевая, с чёткими ценностями, по которым не боится противопоставлять себя среде.
Если Юнг раскрывал понятия экстраверсии и интроверсии с некоторым уклоном на мыслительную и чувствующие функции психологических типов (раскрывая интроверсию по большей части со стороны интровертно-мыслительного типа, а экстраверсию – со стороны экстравертно-чувствующего типа), то Леонгард просто перенёс акцент именно на логику и этику в их наиболее экстремальных проявлениях.
Не стоит забывать, что понятие акцентуации личности по Леонгарду актуальны в случае психически нездоровых людей. Поэтому порой между психиатрами и психологами возникают разногласия на терминологическом уровне.
Ну и, наконец, соционическое понимание экстраверсии и интроверсии, введенное литовской исследовательницей Аушрой Аугустинавичюте в 1978 году.
Она считала, что экстраверты и интроверты по внешней активности при благоприятных условиях практически не отличаются. Однако если благоприятные условия сменяются дискомфортом, то одни «интровертируются» – «уходят в себя» от непризнающих, другие в тех же условиях «экстравертируются» – становятся заметно и неуравновешенно активными в поиске признающих.
Аугустинавичюте так писала про эту дихотомию:
Что мы считаем основным или одним из основных психических качеств интроверта? Склонность изменять внешний мир в угоду субъекту. Склонность заботиться о субъектах и объектах, изменяя их взаимоотношения. В противоположность склонности интроверта изменять субъекты и объекты в угоду или пользу отношений между ними. У экстраверта отношения между людьми по отношению к самим людям – вторичное: отношения должны быть такими, какие нужны людям. У интроверта, наоборот, не отношения следует приспосабливать к людям, а людей или их поведение к отношениям: если появились противоречия, должны меняться люди, а не отношения. Можно сказать, что для экстраверта константой во внешнем мире являются субъекты и объекты. Для интроверта такой константой являются отношения между субъектами и объектами и этими отношениями вызываемые чувства.
Итак, подведём итоги.
Во-первых, понятие экстраверсии и интроверсии различны на уровне психологии и психотерапии. Психологи используют определения, введённые Айзенком, считая, что экстраверт – общительный, интроверт – замкнутый человек. Психотерапевты используют терминологию по Леонгарду, исходя из которой экстраверт – безвольная личность, интроверт – волевая личность. Оставим терминологию психотерапии для психически нездоровых людей и пойдём дальше.
Во-вторых, понятия этой дихотомии отличаются у психологов и социоников. Если первые в качестве отправной точки используют шкалу «общительность-замкнутность», то вторые – шкалу «объект-субъект».
В-третьих, в психологии есть понятие амбиверта – человека, имеющего средние показатели по шкале «экстраверсия-интроверсия». Эдакий красивый и умный. В соционике нет такого понятия. Считается, что всё равно в большинстве случаев преобладает хотя бы с небольшим перевесом какая-то одна установка.
В-четвёртых, в соционике есть четыре экстравертных (деловая логика, этика эмоций, волевая сенсорика, интуиция возможностей) и четыре интровертных аспекта (структурная логика, этика отношений, сенсорика комфорта, интуиция времени). В зависимости от нахождения в качестве базовой функции в модели А какого-либо аспекта психотипа, мы можем говорить про экстравертного или интровертного типа. Например, Жуков – сенсорно-логический экстраверт, Наполеон – сенсорно-этический экстраверт. У Юнга эти два типа слились в один – экстравертный ощущающий тип.
В-пятых, среди социоников бытует мнение, что человек не может быть на 100% экстравертным или на 100% интровертным в связи с гибкостью психики и постоянным социальным обуславливанием. В противном случае мы могли бы говорить, скорее всего, о психически нездоровом человеке с той самой пресловутой акцентуацией.
Надеюсь, я внесла какую-то определённость в понимание терминов «экстраверсия» и «интроверсия» в разных теориях? Если нет, задавайте вопросы в комментариях.
Виктория Каменская,
психолог, соционик