Я думаю, что у всех на слуху типология, которая делит людей на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Это была первая типология, придуманная человеком. Соционика – тоже типология. Она делит людей на 16 типов личности.
Соционику основал аж в начале 20-го века Карл Густав Юнг. Кто он такой, надеюсь, уточнять не надо.
Юнг наблюдал за своими пациентами и пришёл к выводу, что по некоторым особенностям их можно поделить на два вида установки – экстравертную и интровертную.
Он пошёл дальше и определил, что у людей любой установки есть какие-то более сильные черты, которые он назвал функциями. Так появилось четыре функции – ощущение, интуиция, мышление и чувство.
Комбинируя два вида установки и четыре функции, можно выйти на восемь типов личности: интровертно-мыслительный, интровертно-чувствующий, экстравертно-ощущающий, экстравертно-мыслительный и так далее. Каждый из этих восьми типов имел свои особенности в восприятии мира.
Кроме того, Юнг сказал, что мышление и чувство – это рассуждающие функции, а ощущение и интуиция – воспринимающие. Это вовсе не означает, что интуитивные типы только и делают, что воспринимают и не рассуждают. Это скорее про приоритет в обработке всей той информации, которая окружает человека.
В начале 1970-х годов литовская исследовательница Аушра Аугустинавичюте на основе типологии Юнга, психоанализа Фрейда и теории информационного метаболизма Антона Кемпинского разработала теорию соционики.
Именно она положила начало соционики в той форме, в которой современные соционики ею пользуются. И именно она задумалась о том, как же знание своего типа личности и типа личности другого человека может помочь улучшить отношения.
Аушра была великим комбинатором. C её легкой руки восьми типов личности Юнга разрослись до 16, поскольку она учла тот факт, что, например, тот же интровертный мыслительный тип может быть интуитом, а может быть – сенсориком.
Она разработала графические изображения всех функций. Два цвета – чёрный (экстравертная установка, белый – интровертная установка). Четыре фигурки – круг (сенсорика), квадрат (логика), треугольник (интуиция) и шестиугольник, похожий на сапожок (этика). И это классно. Ведь, согласитесь, лучше нарисовать беленький кружочек, чем писать длинное «интровертная сенсорика»?
Ещё Аушра разработала схематическое отображение всех 16 типов личности. Такое отображение было названо «Модель А» и включало в себя все восемь функций.
Итак, как же соционика (а точнее, знание типа личности) помогает?
1) Знание своего типа личности помогает разобраться в своих «тараканах».
Зная, к примеру, что вы Есенин, вы больше не будете заламывать руки и искать, на какой бы кривой козе подъехать к созданию своего бизнеса. И наймёте для этой сложной задачи другого человека. Вы поймёте, какой тип ситуаций вызывает у вас стресс и осознанно не будете нарываться на них.
2) На основе знаний о своём типе личности, вы можете выбрать профессию.
Без вот этого «мышки плакали, кололись, но продолжали жрать кактус», без потери такого ценного ресурса, как время, без нервотрёпки, без «ну я же отучилась пять лет, теперь надо отработать свой диплом». В тот прекрасный день, когда вы узнаете, что вы, к примеру, Гамлет, вы остановитесь перед дверью кабинета по приёму персонала в ресторан или больницу и убежите в закат – в сторону наставничества.
3) Вы можете улучить качество общения.
Человек – существо социальное, и сколько бы сейчас ни пестрел интернет информацией про хикки и социофобушков, общаться так или иначе приходится всем. А вот качество общения можно порой неплохо так предсказать, заранее узнать о тех углах, которые могут быть между вами и другим человеком и нашить на эти углы мякушку. И тогда вы, будучи Дон Кихотом, не будете требовать пончиков и веселья от интуитивного Бальзака, а сконцентрируесь на ваших общих сильных чертах – интуиции и логике.
4) На таком более серьёзном уровне, как бизнес, соционика тоже находит своё применение.
К примеру, вы ищете в команду человека. И вам важно, чтобы он обладал не только нужным набором профессиональных характеристик, но и был с определёнными психологическими качествами. Составление соционического портрета сотрудника позволяет дополнить психологическую картину нужного человека. Или, к примеру, у вас уже есть команда, но в ней что-то не ладно – постоянно ругань, недопонимание. Так, может, сделать перестановку кадров или дополнить новым сотрудником определённого типа личности, который благодаря своим сильным качеством внесёт в команду баланс?
В следующих материалах моей рубрики "Психология и соционика"
поговорим об экстраверсии и интроверсии, рациональности и рационализации,
выполним упражнения на интроекцию. Следите за обновлениями!
Виктория Каменская,
психолог, соционик