1979 год, ЮАР. В стране буйным цветом расцветает расистский режим апартеида, поставивший вне закона местное темнокожее население. Сознательные европейские повстанцы стараются поддержать братьев-аборигенов любыми путями. Тим Дженкин (Дэниэл Рэдклифф) и Стивен Ли (Дэниэль Веббер) распространяют листовки, призывающие к освободительной борьбе, и получают за это реальные сроки.
Друзья полны решимости продолжать начатое дело. Но для этого им сначала необходимо как минимум вырваться из тюрьмы. Остальные заключенные намекают на полнейшую бесперспективность подобной затеи. Но Тим и Стив – на редкость упёртые граждане. Поэтому, запасаясь недюжинным терпением и неисчерпаемым креативом, они день за днем пошагово продумывают и репетируют свой побег.
«Побег из Претории» основан на реальных событиях и представляет сбой киноадаптацию книги воспоминаний Тима Дженкина. А это значит, что повествование будет размеренным и старомодным, без особых сюжетных твистов и искусственного нагнетания ужасов «кровавого режима». Само продумывание побега ближе даже не к приключенческим романам, вроде «Графа Монте-Кристо» Дюма, а производственным драмам, где имеет значение не столько находчивость героев, сколько технические характеристики подручных средств.
Зрителям, чье детство пришлось на позднесоветскую эпоху, будет уже в диковинку вновь перенестись, словно на машине времени, в школьный урок политинформации, где костерят на чем свет стоит произвол апартеида и канонизируют при жизни узника совести Нельсона Манделу. Даже те эпизоды фильма, которые тяготеют к высоким социальным обобщениям, не выходят за рамки «узкой специализации» героев. Забавно наблюдать, например, как в фильме молодое поколение революционеров вступает в конфликт со старшими бунтарями, стремительно утрачивающими в застенках свою былую пассионарность.
Ощутимее других от этой диспозиции выиграл Дэниэл Рэдклифф, продолжающий прилагать максимум усилий к тому, чтобы стряхнуть с себя давно ставшее ненавистным амплуа Гарри Поттера. Скрупулёзно подбирая ключи к тюремным дверям и продумывая альтернативные пути к освобождению, его Тим Дженкин на собственном примере доказывает, что залог успеха его дела точно заключается не волшебстве.
Денис Ступников