«Что вы делали c детьми в выходные?» — спрашивают меня знакомые. И иногда мне нечего ответить: а действительно, что мы делали целых два дня? Практически ничего: никуда не ходили, гостей не принимали, никаких особенных игр не устраивали. Два часа клеили какую-то несчастную аппликацию, потом валялись на кровати, готовили еду, немного читали — а выходные все равно прошли отлично. Только как объяснить почему?
Иногда бывает так, что вроде бы ничего не происходит, а на самом деле при отсутствии видимой деятельности в этот самый момент в воздухе ткется что-то волшебное, родное и красивое. Людям просто хорошо вместе, и для этого не обязательно задаваться общими целями или создавать иллюзию активной деятельности.
Но еще с тех пор, когда мы сами были детьми, нам крепко внушили: в ребенка нужно вкладывать. Учить, водить, рассказывать, показывать, не тратить ни минутки впустую, и тогда у нас вырастет полноценный счастливый человек.
Спору нет, с детьми заниматься необходимо, но интенсивность «вкладывания» ничего не решает, порой, наоборот, мешает.
Сын моей знакомой — очень вежливый, продвинутый ребенок. От первого общения с ним у людей буквально голову сносит: таких детей не бывает. Полностью без недостатков, к тому же все знает, везде бывал, обо всем имеет взвешенное суждение. Одна загвоздка: ему все безразлично. Не то что азарт, восторг, возмущение — простой интерес к чему-либо ему чужд. Тем не менее если этот ребенок не на музыке, то в секции или в кружке, а если дома, то непременно решает, читает, рисует, лепит или — на худой конец — ужинает и спит.
Из девизов его родителей: никаких пустот; единственный правильный путь в жизни — не болтаться без дела!
И чтобы он, выходя из своей комнаты, в ответ на вопрос: «Что ты там делал полтора часа?» — отвечал: «Ничего»? Нет, это, конечно, невозможно. Невероятно. Думал! Смотрел в окно! Мечтал! Был у себя дома!
Тут напрашивается профессиональное наблюдение. В автобиографических социологических интервью часто встречаются такие ремарки: «Я не помню какого-то конкретного дня или случая, но помню, как бывало хорошо... Помню, во что одевались родители, как пахло в прихожей, на кухне, а что было — не могу сказать» — и так далее. То есть факты, какая-то деятельность из памяти людей выветриваются, самыми прочными скрепами жизни остаются ощущения, отношение. И это тот багаж, с которым человек идет по жизни.
Что же мы делаем, когда не даем ребенку времени на очень важное дело, на переживание неповторимых образов детства — как падает свет на закате, как колышется занавеска от ветра, какие тени бегут по потолку... Оставляем человека без спасательного круга, который, по идее, возникает с самого рождения, с первым днем нахождения у себя дома.
Александра Чканикова