Архивный текст 2009 года
Как минимум половина приглашённых не умеет говорить, слушать, вести диалог и вообще обнаруживает поверхностное знакомство со второй сигнальной системой. Но это почти ничего не значит, если ты знаешь, что за монструм посетит сегодня твою студию и какой бред предположительно будет исторгаться из его ротового отверстия. Величайшая ошибка «повелителей эфира» состоит в их настрое на диалог, на общение равного с равным.
«Женщины у колодца», Поль Синьяк, 1892
Приглашая на интервью так называемую V. I.P.-персону (кстати: звучит это как Ви Ай Пи, Вип — изобретение «пырловки», дорвавшейся до столичных камер и микрофонов,
Можно, правда, руководствуясь только вышеизложенным, угодить в яму поглубже аризонского кратера. Истово уверовав, что все кругом если не дураки, то полудурки уж точно, есть вероятность напороться на свою собственную несостоятельность. Такое происходит, как правило, когда в эфир приходит человек самодостаточный, с удовлетворёнными здоровыми амбициями, т. е. почти наверняка не торгующий своим образом в медиапространстве. Ты его почти не знаешь и наивно полагаешь, что есть он никто и звать никак.
Изучив с пяток его интервью, немногословность его почитаешь за недалёкость, а скромность — за отсутствие полёта мысли. И всё! С такими установочками ты пропал, в эфире ты (!) выглядишь именно как полудурок (вторую половину надёжно хранит профессионализм), и от твоего шоу ничего, кроме белого шума, между ушами не остаётся. Какое уж там послевкусие! Я не раз попадал в эдакие ситуации, что заставило меня выработать простое правило: «Игорь, к тебе сегодня придёт пустой, напыщенный дурак, но… ты, Игорь, ещё глупее и пафоснее. А поэтому — легче, в одно касание и не торопясь».
Если в эфир к тебе попадает человек невменяемый, никого, кроме себя, винить нельзя. Ну, можно слегка посетовать на косяки команды, продюсера, редактора там… Но всё равно главный прокол твой, поскольку ты гораздо больше отвечаешь за успех своего шоу, чем все тебе сопутствующие. Косноязычие гостя в эфире портит эфир гораздо значительнее, чем шепелявость ведущего или его похмельный синдром. У слушателя даже не будет рождаться вопросов: кто его пригласил, этого V. I.P.-придурка, какие цели преследует гениальный радиоведущий, всласть отплясывающий на мозгах
Ему, слушателю, эти материи все до лампады, и единственной здоровой реакцией его будет поворот ручки настройки приёмника. Кого, скажите, за это упрекать? Слушателя, потому что он, дурак, не понял гениальности твоего «погибшего замысла»? Ну, ищи себе другого слушателя, а ещё лучше — другую профессию.
Строго говоря, хороший эфир можно замутить с любым гостем. Но оборони создатель пытаться вместо персонажа явить аудитории живого человека. Он ведь может оказаться «плохо говорящим, косноязычным и противным».
Игорь Ружейников