Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Этическая сторона сетевого маркетинга

…и реферальных ссылок

Многие помнят, как тяжело было зарабатывать на жизнь в период после распада Советского Союза.

Как выразился один журналист, тогда у людей была только надежда.

 

Многие вкалывали на двух-трёх работах, чтобы хоть как-то выжить и чтобы были деньги на проезд, если где-то оплату задерживали.

Вот почему меня нисколько не удивляет, что столь большую популярность обрёл так называемый сетевой маркетинг — или MLM — метод заработка с помощью прямых продаж продукции определённых компаний. В сетевом маркетинге выстраивается сеть, в которой каждый консультант получает процент от оборота подписанных «под него» людей.

Сейчас такой вид заработка хоть и не исчез совсем, но всё же трансформировался и отчасти потерял популярность. Или, по крайней мере, MLM теперь стал совсем другим — многие компании, работавшие по принципу «сетевого», канули в небытие, другие приспособились к новой, электронной реальности и продолжают вербовать население, отчаявшееся заработать иным способом.

Нет, понятно, там есть и миллионеры.
Те, кто на верхушке пирамиды.
Но их единицы.

Конечно, я далёк от мысли огульно осуждать «многоуровневый менеджмент» как абсолютное зло или обман. Однако у такой деятельности есть несколько забавных, на мой взгляд, особенностей, которые поднимают перед консультантами-менеджерами ряд этических вопросов.

Суть MLM

Самое главное — это то, что лежит в основе роста компании и охвата населения. Задумано всё так, чтобы сотрудники привлекали как можно больше людей, получая за это определенные бонусы — живые деньги сразу или же процент от их оборота в будущем. И очевидно, что во многих случаях вербовку в «динамично развивающуюся компанию» наиболее удобно отрабатывать на родственниках и друзьях.

Многие писали объявления и клеили на подъезды, другие пытались делать своеобразные «презентации» в поездах и автобусах.

Гораздо легче было начать с самого близкого круга.

Помню, что это называлось у нас «тёплыми контактами».

Вот я и проболтался. Да-да, «у нас». Опыт в этой сфере у меня имеется.

Когда-то в детстве я заработал себе пищевую аллергию, после чего мне жутко хотелось встретить кого-то, кто понимает устройство организма и может предложить действенное средство. Такого человека я встретил однажды в междугородном микроавтобусе.

Всё началось с того, что я высморкался, а сидящий рядом харизматичного вида мужчина с лысиной и бородкой вступил в разговор, проявив интерес ко мне и моим предполагаемым болезням. Сами сопли не были проявлением аллергии, но стали поводом для разговора, так как я быстро смекнул, что у этого человека есть что сказать по поводу здоровья.

Далее ему удалось убедить меня в своих компетенциях и в наличии чудесных средств для оздоровления, в конце беседы я с удовольствием принял визитку. Вскоре после возвращения домой поспешил в офис для подписания договора о вступлении в компанию, основным направлением которой были биодобавки. 

Замечу, что от аллергии я тогда не вылечился, но хотя бы слегка, как мне казалось, оздоровился. Да и подзаработать за счет подписанных людей и своих же покупок мне удалось очень скоро — помню, что бонусы вскоре составили десятки гривен за месяц. А в те времена минимальная зарплата составляла 200-300 грн. Прибавка неплохая, однако не скажу, что чувствовал тогда себя счастливым.

Обратная сторона медали

Так вот, к этической стороне.

Был момент, когда я всерьёз думал, продавать ли какое-то средство близким родственникам с наценкой. А однажды, пользуясь положением корреспондента детской газеты, хотел договориться о встрече-презентации в одной из школ микрорайона, где слушателями выступали бы учителя, а «лектором» мой «спонсор». К счастью, ситуация сложилась так, что мне не удалось встретиться с директором, а потом я передумал. 

Об этом узнала редактор газеты, где я работал. Она сказала:

 

Если бы ты это сделал, я бы тебя убила.

 

Также бывало, что в разговорах с друзьями я «ненавязчиво» рекламировал компанию и её продукцию.

Врагов я тогда себе не нажил, но репутацию подпортил.

Помню, тогда меня мучил вопрос: а что плохого, если слегка подзаработать на друзьях? Другие так делали, и мне казалось, что у них всё шло прекрасно.

 

Ведь это нормально — продавать в магазине, когда клиенты приходят сами. Так почему я не могу проявить инициативу и предложить то, в чём, как мне кажется, человек нуждается?

 

Впоследствии я просто стал замечать, что минусов от такой деятельности больше, чем плюсов, а риск ухудшить отношения с друзьями не оправдывает даже большой заработок, хотя, по сути, до него я так и не дошёл.

Сетевой маркетинг: субъективные минусы

Понятно, что маркетинг — часть нашей жизни, это не абсолютное зло. Но в конечном итоге я прекратил активную работу.

Что же произошло?

  • Пару раз мой спонсор приехал ко мне домой на «домашнюю школу», чтобы рассказать о компании и мотивировать к работе. Там присутствовали мои родственники, несколько знакомых. Выхлоп от этих действий был совсем небольшой — подписание в компанию моей мамы и несколько незначительных заказов продукции.
     
  • Я заметил, что за меня стали беспокоиться друзья. В том числе те, которые заказывали продукцию, но не собирались работать. Они замечали, как это сильно поглощает меня, заставляет стремиться к сомнительной «карьере». Поглощённость проявлялась даже в том, что я считал «баллы» и потенциальную прибыль в голове, занимаясь повседневными делами! 
     
  • Вся эта деятельность немного напоминала секту. Я уважительно отношусь к любой религии, однако когда я назвал эту сетевую компанию «истинной», мама очень смеялась. Кстати, она занималась распространением косметики Avon и Oriflame, однако свою структуру принципиально не строила. Мама подавала пример уравновешенного отношения к работе. 
     
  • Самая забавная особенность MLM — наличие «ачивок»: повышение в ранге, зачастую без особых дивидендов в финансовом плане.

Теперь вы старший консультант! А теперь золотой менеджер!

«И толку?» — спрашивал я себя.

  • С детства я был научен честности, поэтому когда рассказывал о продукции, то говорил и о плюсах, и о минусах. Даже додумался похвалиться этим своему спонсору. Он был очень деликатен: «Не надо этого говорить». Мне такое указание не понравилось.
     
  • Не понравилось мне также, что мой «наставник» — человек, уделявший мне много времени, — учил не столько разбираться в продукции и её влиянии на человека, сколько оперировать умными словами. А я не врач, чтобы всем выписывать биодобавки, польза которых не сразу заметна. Да и сам мой спонсор был инженером-механиком по специальности.

В общем, постепенно я стал пассивен, потом ограничился только заказами, но в итоге делал их всё реже, а вскоре и вовсе «выпал» из сети.

 

Подобное отношение у меня к реферальным ссылкам. Помню, как иногда мы с друзьями и знакомыми подсовывали их друг другу. Однако особого толку от этого не было даже в финансовом плане. В то же время кто-то замечал подвох и реагировал отрицательно. В конечном итоге я пришёл-таки к выводу, что это «не моё».

Однако вопросы у меня остались. Безнравственно ли это? И, если да, то почему? 

А вы как думаете?

Кирилл Жихарев

194


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95