В вопросе выбора правильного варианта в этом случае нас сбивают с толку представление о вариативных нормах русского языка, наличие полных и кратких форм и прочие нормативные двойственности нашего языка. Мы тут же с облегчением припоминаем, что вообще-то выбрать можно любой из вариантов, ведь у нас в системе это не редкость. Но все не так просто.
Да, в результате непродолжительного поиска вы действительно найдете информацию о том, что ею — вариант ей, и обе формы являются местоимением она в творительном падеже, поэтому гордились (кем?) ей/ею — равноправные варианты.
Однако нормативные словари омрачат радость легкого ответа пометой допустимо, которой они заботливо сопровождают форму ей.
К слову, ей в дательном падеже на ею меняться не может ни при каких обстоятельствах и к вариативности ею/ей в творительном падеже отношения не имеет. Сравните с примером: «Она пошла учиться в университет, когда (кому?) ей было 17 лет». Итак, мы говорим о формах местоимения она исключительно в творительном падеже.
Так что же нам дает коварная помета допустимо, которая рушит наше представление о равноправии ею и ей? С научной точки зрения допустимым считается вариант, используемый только в неформальном, бытовом общении. Поэтому если мы говорим о языке СМИ, рекламы, о публицистических текстах, документах и официально-деловом стиле, никаких ей в творительном падеже быть не может — такое употребление будет считаться ошибкой.
Кроме того, неправильное употребление часто будет являться причиной неснятой многозначности из-за существования такой формы в другом падеже: «Это было сказано ей очень громко». Сказано ею или сказано ей кем-то?
Причина ошибочного употребления кроется не только в том, что мы ссылаемся на мнимое равноправие, но и в том, что носителям языка форма ею кажется устаревающей, имеющей отношение к велеречивому и торжественному. Но пока это только одна из языковых тенденций, а норма все же остается прежней.
Итак, форма местоимения она в творительном падеже ей допустима только в неофициальной речи.
Но и теперь не время расслабляться, потому что есть припредложные формы творительного падежа с н — над нею и над ней. И вот они как раз и считаются равноправными во всех стилях — их можно употреблять вариативно и не бояться при этом выбрать неправильную форму.
Отдельно стоит сказать о форме местоимения она в родительном падеже с предлогом у. Словари так же сообщают нам, что литературный вариант — у нее, а допустимый — у ней. Но здесь ситуация совсем другая: язык противится этой форме, она кажется нам просторечной, свойственной языку безграмотных людей. По этой причине мы ее избегаем, и возможно, что через какое-то время она окажется отторгнутой языковой системой
Есения Павлоцки