29 ноября народный артист России, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов отмечает 55-летие.
Многие его до сих пор называют просто Женя, потому что он не забронзовел, остался тем же живым и непосредственным человеком, каким был когда-то под крылом своего учителя Олега Табакова. Евгений Миронов решил отказаться от предъюбилейных интервью. Все внимание пока сосредоточено на выпуске спектакля «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова в постановке знаменитого канадского режиссера Робера Лепажа, где Миронов сыграет Мастера и не только. И еще над одной необычной ролью, но уже в кино, работает актер. В «Нюрнберге» Николая Лебедева он сыграл полковника Мигачева.
Премьерные показы «Мастера и Маргариты» в Театре Наций, которым Евгений Миронов руководит с 2006 года, намечены на 9–11 декабря. А уже 12-го можно будет вспомнить о юбилее. Лучшего подарка самому себе и не придумать. Роль Маргариты (и не только) сыграет Чулпан Хаматова.
В 2013 году в спектакле «Гамлет|Коллаж», поставленном в Театре Наций Робером Лепажем, Евгений Миронов сыграл не только Гамлета, но и всех других героев трагедии Шекспира. А в 2015-м возникла идея совместной постановки «Мастера и Маргариты», на реализацию которой понадобилось несколько лет. Лепаж предложил соединить драматический театр и технологии иллюзионных представлений, историю любви и социально-политическую сатиру. Роман Булгакова он заявил как манифест, направленный против конформизма, воспевающий свободу творчества.
Канадские специалисты спроектировали сложнейшую конструкцию, а ради спецэффектов приподняли планшет сцены на 60 сантиметров. Художник по костюмам Виктория Севрюкова создала маски, позволяющие артистам сыграть по нескольку ролей.
В декабре 2019 года артисты и техническая команда отправились в Квебек, где репетировали в творческой компании Робера Лепажа Ex Machina. Затем из-за пандемии работу пришлось на время приостановить и возобновить дистанционно. В ноябре нынешнего года Робер Лепаж наконец смог приехать в Москву со своей командой, чтобы репетировать на сцене Театра Наций.
25 октября Евгений Миронов побывал в нашей редакции, где ему вручили театральную премию «МК» за роль Горбачева в одноименном спектакле. Приехал прямо с репетиций «Мастера и Маргариты» и рассказал о том, как рождается спектакль.
— Мы начали репетировать еще до пандемии в Квебеке. Потом перешли в Зум. Мы так полностью репетировали «Горбачева». Это безумие. Репетировать «Мастера и Маргариту» в Зуме невозможно. Что могли, то сделали, какие-то двойные сцены репетировали дистанционно. Это же сложнопостановочный спектакль. В Москву приехала огромная команда из Канады, 30 человек, чтобы собрать многофункциональную конструкцию. Там много всего придумано. Пока мы не знаем, как будет выглядеть спектакль. Трудно сказать, что Лепаж придумал. Я играю не только Мастера. У нас занято 13 артистов, и у каждого из них по пять-семь ролей. Сейчас я читаю Михаила Булгакова. Мне бы хотелось, чтобы он отразился в Мастере, чтобы Булгаков присутствовал как герой.
И совсем другая ипостась — роль Миронова в фильме «Нюрнберг». 26 ноября в Министерстве обороны России состоялся акт передачи декораций «Зал 600», созданных по подлинным чертежам зала судебных заседаний нюрнбергского Дворца правосудия, каким он был в конце 1945 года. Там проходили заседания Международного военного трибунала над руководителями Третьего рейха. Теперь декорации фильма «Нюрнберг» будут выставлены в качестве музейного экспоната.
В этой картине Миронов сыграл полковника Мигачева — вымышленного героя, собирательный образ человека, прошедшего войну. Любопытно, что режиссер Николай Лебедев приступил к «Нюрнбергу» после того, как вынужден был отказаться от кинопроекта «Мастер и Маргарита», которым жил уже несколько лет и над которым начал работу. Пандемия и вынужденный простой изменили планы. И Евгений Миронов снимался с актерами, которые должны были сниматься в экранизации романа Булгакова. В этом тоже есть что-то мистическое.
Мы встретились на «Мосфильме», и в перерыве между съемками Евгений Миронов рассказал о своем герое.
— Мой полковник Мигачев, как и многие другие люди того времени, — мужественный усталый человек с жесткими глазами. Личной жизни как таковой на экране у него нет, но для меня ясно, что он потерял семью и продолжает делать свое дело. Он отвечает за происходящее на Нюрнбергском процессе с советской стороны, доставляет необходимую информацию главному обвинителю Руденко, контактирует с союзниками и представителями гитлеровской коалиции, пытающимися сорвать процесс. Я снимался в дебютном фильме Николая «Змеиный источник». И когда Лебедев предложил мне роль, я сразу же согласился. Мне интересен исторический контекст, сам Нюрнбергский процесс.
Когда я впервые увидел декорации зала, где проходил процесс, при всей их масштабности, я почувствовал, какое это скромное пространство. Зал небольшой, но накал страстей впечатлял.
Светлана Хохрякова