Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Эволюция эфира

В Санкт-Петербурге открылась выставка об истории телевещания в России

В петербургском «Ленинград Центре» открылась выставка, посвященная истории телевизионной техники. Экспозиция более чем из сотни раритетов составлена на основе коллекций Пятого канала, московского Политехнического музея, петербургского НИИ телевидения и частных коллекционеров и приурочена к 80-летию регулярного электронного телевещания в стране.

Отсчет идет с лета 1938 года, когда в эфир вышла первая передача отдела телевещания Ленинградского комитета радиоинформации.

— Всего за 80 лет телевидение развилось невероятно и продолжает стремительное движение каждую минуту, — рассказал «Известиям» генеральный директор Пятого канала Юрий Шалимов. — Но чтобы успешно двигаться вперед, нужно знать историю, понимать, с чего всё начиналось. Выставка, которую мы подготовили вместе с акционерным банком «Россия», холдингом «Национальная Медиа Группа» и «Ленинград Центром», уникальна не только экспонатами, но и возможностью увидеть скорость развития телевидения и его масштабы.

Занявшая три зала выставка отличается жестким отбором экспонатов. Кураторы предпочли взять не их количеством, но весомостью предметов, каждый из которых отражает какой-то шаг в эволюции телетехники. Редчайшими образцами 1930–1940-х годов представлено телевидение электромеханическое, затем — черно-белое электронное и цветное электронное. От модели телевизора, которая ловит только один канал, зритель движется к устройствам, способным поймать уже пять, а затем и 12 каналов.

Панорама всех этих образцов позволяет говорить не только о технических возможностях, но и о дизайне: телевизор, выпущенный при Сталине, отличается внешней строгостью по сравнению с моделями 1960-х, вид которых более «раскован» и явно не обошелся без оглядки на западный стиль. Наблюдая эту эволюцию, ощущаешь меняющуюся историю страны.

Выставка выходит за рамки строго электронного телевещания: тут кинопроекционные и киносъемочные аппараты (начиная с британской кинокамеры Прествича 1898 года), экспонаты, связанные с радио. Это показывает, с одной стороны, что телевидение развивалось в соперничестве с кинематографом, а с другой — что на раннем этапе оно воспринималось неотделимо от радио, как визуальное приложение к нему, неспроста в отношении публики использовалось слово «радиозрители».

Среди экспонатов, заслуживающих отдельного внимания, — телекамера московского производства 1934 года (единственный сохранившийся в мире экземпляр!) и таллинский микрофон 1949 года «из подарков Сталину», ленинградский «телевизор Б-2 механический с диском Нипкова» 1935 года, ставший первым массовым телеприемником, и кинопроекционная камера 1957 года весом 350 кг. Историю этих предметов можно узнать не только у специально подготовленных экскурсоводов, но и через QR-коды, что воспринимается как встреча эпох — экспонатов, кажущихся уже ископаемыми, с новейшими технологиями.

Не стоит думать, что выставка ориентирована сугубо на специалистов и знатоков техники. Дети и тинейджеры с интересом рассматривают чудо-механизмы, так и норовя их потрогать и покрутить. К тому же кураторы предусмотрительно встроили в экспозицию такие зрелищные компоненты, как куклы Хохи, Тото и Веснушки, знакомые не одному поколению ленинградских детей. И, конечно, трансляция Пятого канала по ретротелевизору позволяет взглянуть на мир глазами из другой эпохи.

— Вещи, представленные здесь, создают особую атмосферу, — поделился впечатлением артист Андрей Ургант, посетивший вернисаж. — Они энергетически «заряжены» прикосновениями многих рук. И не только рук: смотря на один из телевизоров, я вспоминаю, как пластмассовые ручки для переключения программ отваливались, а обнажившиеся штырьки приходилось крутить плоскогубцами. Как по «ящику» нужно было стукнуть хорошенько, чтобы он начал показывать, и он начинал показывать. И есть совсем раритетные телевизоры, из моего детства, перед которыми ставили наполненную водой линзу для увеличения изображения. У нас с мамой не было денег на такое чудо техники, мы ходили смотреть телевизор к нашим друзьям в коммуналку — именно так делают в фильме «Пять вечеров».

Пророчество персонажа другого фильма — что «скоро ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет, одно сплошное телевидение» — не сбылось, конечно. Но эта выставка, ностальгическая по духу, не только радует глаз разнообразием форм и цветов телетехники, дает богатый материал любителям винтажа, она заставляет задуматься как раз и о той громадной роли, которую играло и продолжает играть телевидение в нашей жизни, и о его будущих возможностях.

«Выставка уникальных экспонатов из коллекции Политехнического музея (Москва), НИИ телевидения (Санкт-Петербург), Пятого канала и собраний частных коллекционеров, посвященная 80-летию начала эфирного программного электронного телевидения в России» открыта до 19 августа

Евгений Авраменко

Источник

397


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95